Исландский тюнинг: рассказ очевидца
Исландцы очень своеобразно относятся к защите своей природы от нашествия цивилизации и туристов. Они просто не строят дорог вглубь острова. Сами же перемещаются на автомобилях, подготовленных совершенно особым способом, получившим название «Исландский тюнинг».
О доработке автомобилей под островные условия EX-ROADmedia рассказал ценитель и любитель автомобилей, автогонщик и организатор автопутешествий Геннадий Михайлов. В августе 2014 года он проехал Исландию вдоль и поперек, уделив значительное время изучению специфического исландского автопарка. А вернувшись, рассказал нам о сложной северной смеси суровой островной природы, свободного времени долгой-долгой зимой, скопленных за туристическое лето сбережений, непревзойденной фантазии и национальной упертости. Об исландском тюнинге.
– Добрый день, Геннадий! Прежде чем переходить к техническим вопросам, объясните, пожалуйста, зачем исландцы так серьезно переделывают автомобили?
– Перестройка, а точнее, постройка машин – это для местных жителей не пафос и не демонстрация «крути» - это вполне осознанная необходимость, определенная самой природой Исландии. Хочешь, не хочешь, а, съезжая с немногочисленного островного асфальта, сразу сталкиваешься с затяжными многокилометровыми подъемами; крутыми до 45 градусов горками; бродами, чья обычная до метра глубина внезапно может увеличиться вдвое. И все это на слабых вулканических грунтах в условиях непредсказуемой погоды.
Поскольку основная часть транспортной системы Исландии – узкие горные дороги с грунтовым или гравийным покрытием, то переделки и доработки затрагивают машины самого разного назначения. От полиции и скорой помощи до такси и лимузинов, не говоря уже о машинах, предназначенных для перевозки туристов.
Дорабатывать свои автомобильчики приходится даже домохозяйкам, если они живут не в столице этого островного государства Рейкьявике.
– Говорят, что на исландских внедорожниках по несколько коробок передач?
– Да. Это необходимо, чтобы преодолевать крутые и затяжные подъемы, которые в Исландии на каждом шагу. Самое распространенное решение – на выходной вал основной коробки передач устанавливают еще одну коробку или дополнительную «раздатку». Благо запчастей от старых авто хватает. Легкое движение руки с гаечным ключом и передач уже не 4-5, а 16-25 половина из которых пониженные. Правда, в салоне появляется еще одна ручка, но хитрые исландцы придумали как избавиться от необходимости постоянно помнить какие передачи где включены.
Особо продвинутые автолюбители для того, чтобы много ручек не дергать второй коробкой ставят секвентальную, где передачи последовательно включаются подачей ручки вперед или назад. К ней добавляется пара соленоидов, дергающих рычаг и два датчика: уровня пола и нагрузки на заднюю ось. Плюс несложный электронный блок управления. В результате получается «горный автомат». Как только машина начинает задирать капот, срабатывает «датчик наклона пола» и соленоид переключает передачу вниз. При этом датчик нагрузки задней оси через электронные мозги регулирует этот процесс в зависимости от массы автомобиля. При движении вниз самодельный компьютер, переключая передачи, подтармаживает коробкой.
В это сложно поверить, но настырные аборигены умудряются доработать даже автомобили, изготавливаемые специально для Исландии серийно. Например, Mercedes-Benz Sprinter 519 CDI. Это тот, который с элементами шасси от MB UNIVOG. Исландцам мало того, что им вместо 2-х ступенчатой раздатки ставят 3-х ступенчатую. Они туда дополнительно запихивают еще один планетарный редуктор, получая 36 передач вместо 18.
– Глядя на фото, кажется, что владельцы исландских внедорожников меряются колесами. Такие огромные размеры - это понты или необходимость?
– Необходимость. Колеса – это, пожалуй, самый важный элемент исландской машины. И чем они шире, тем лучше. Большие «лапти» незаменимы на бездорожье, но на острове они выполняют еще одну важную функцию. Дело в том, что ширина абсолютного большинства грунтовок максимум в 1,5 автомобиля и чтобы разъехаться со встречкой необходимо уйти на обочину. Обочина – это черный вулканический песок, который мгновенно поглощает обычные узкие шины. А в широченной обувке он не страшен. Местные считают, что внедорожник чувствует себя более менее уверено на размере, начиная от 38х15,5R15. Это самые маленькие покрышки, выпускаемые очень любимой на острове компанией Arctic Trucks.
– Какой в исландском тюнинге используется лифт?
– Такой же, как и в России. Лифт подвески и лифт кузова. Проставками поднимают машину на 15-20 см. Ставят удлинители амортизаторов или сразу новые амортизаторы из лифт комплектов с увеличенным ходом. Заменяют пружины или рессоры. Как само собой разумеющееся меняют точки крепления элементов подвески или ставят регулируемые панары и рычаги. Следом идут удлинители рулевого кардана или рулевых тяг и карданные валы с тремя крестовинами. Напоследок остается порезать арки и скрыть следы «вандализма» красивыми расширителями. Этот набор действий считается в Исландии начальным уровнем.
Те, кто побогаче ставят пневмоподвеску с воздушными баллонами вместо пружин. Зачастую подвеска управляется компьютером и очень забавно наблюдать, когда на парковке автомобиль при открытии дверей сам опускается сантиметров так на тридцать-сорок. Или при движении в гору приподнимает зад, стараясь сохранить горизонтальное положение кабины.
Более серьезный подход – лифт кузова. Тоже весьма специфичный. Самое популярное и бюджетное решение – это поставить автомобиль с несущим кузовом на чужую раму, используя в качестве проставок … деревянные брусья во всю длину. Хорошо пропитанные антисептиками, они не гниют, служат долго и дополнительно повышают жесткость всей конструкции.
– И какой у таких «монстров» получается расход топлива?
– Большой. Под 30 литров на 100 км. Поэтому емкость топливных баков увеличивают, как минимум, вдвое или устанавливают дополнительные емкости. В необжитых районах государства, которых на острове большинство расстояние от заправки до заправки может составлять до 400 километров. Стало быть, запас должен быть не меньше 200 литров.
Из-за установленных дополнительных баков и того, что огромные запасные колеса возят в багажнике (так лучше для развесовки машины) места внутри автомобиля практически не остается. Приходится устанавливать на крышу дополнительные боксы.
– Что еще входит в исландский тюнинг?
– Остальное нам известно и привычно. Если что и отличается, то деталями и нюансами. Защищенный от воды генератор, лебедка, диски с бедлоками.
Блокировок дифференциала на один мост ставят сразу две: автоматические самоблоки и ручную блокировку, как правило, пневматическую поскольку компрессоры есть у всех.
У многих установлены системы автоматической подкачки колес и мощные пневмогудки. И то и другое необходимо. Первое для частого стравливания и накачивания шин. Второе для отпугивания с дороги многочисленных тупых овец, которые, честно говоря, даже на «паровозное» дудение никак не реагируют. Пороги в паре с увеличенными брызговиками выполняют роль не столько силовых элементов, сколько защиты от летящего из-под колес гравия.
«Люстры» в нашем понимании практически не встречается. Есть мощные дополнительные фары на бампере для освещения дороги темными полярными ночами. И есть рабочий свет на крыше, задача которого не светить вокруг, а подсвечивать поверхность вокруг колес.
Шноркели установлены практически на всех местных внедорожниках и что примечательно встречается решение, когда воздушную трубу протаскивают через салон и поднимают грибок над задней частью автомобиля. Объясняют тем, что при нырке в воду зад машины всегда выше капота.
– Наверное с такими машинами требуется особое обращение?
– Да, как я заметил, к своей безопасности и здоровью исландские джиперы подходят очень серьезно. Каркасы безопасности и спортивные анатомические сиденья с 4-х точечными раллийными ремнями не редкость, а кренометры установлены в каждом втором автомобиле. Встречаются внедорожники с наклейкой emergency exit (аварийный выход) на стеклах. Но разобраться куда и как выходят водители и пассажиры в непредвиденных ситуациях не успел.
– А кто воплощает все это великолепие в железе?
– Дооборудование автомобилей до состояния « внедорожного монстра» происходит двумя путями.
Первый – это «гаражный тюнинг», то есть самостоятельно или с помощью небольших фирм и фирмочек. Как сказал один из владельцев исландомобиля: «А что мне еще во время холодов делать. Все восемь зимних месяцев потихоньку и строю. А если нужно куда съездить, так у жены машину беру».
Второй способ - обратиться к серьезным тюнинговым ателье, самое известное из которых Arctic Trucks. Недешево, но посмотрите какая красота получается.
Вот в целом и все. Остается поблагодарить Геннадия Михайлова за интересный и познавательный рассказ. А нашим читателям напомнить, что почитать отчет о путешествии по Исландии на мотоциклах и автомобиле размещен по ссылке Туда, где Эйяфьядлайёкюдль.
Беседовал: Алексей Игнаткович
Фотографии Г.Михайлова
В комментариях запрещен мат.