Идешь в бой – бери лопату с собой
Опытные борцы с бездорожьем уверены, что мало иметь в машине просто лопату, надо возить с собой правильную лопату, а лучше две, а совсем отлично если три. Потому, что вещь это наипервейшей важности и хорошего инструмента мало не бывает. Будь их воля, они бы вписали в ПДД требование обязательно возить с собой шанцевый инструмент наравне с аптечкой и огнетушителем. А съезд с дороги без лопаты запретили бы категорически.
Проверенная классика
Лучший универсальный вариант – штыковая лопата, имеющая достаточно широкий лоток, остро заточенный передний край, слегка изогнутый черенок и ручку в форме буквы «D». В ситуации, когда надо убрать глину из-под брюха автомобиля лопаты с прямой ручкой бесполезны. Ими грунт не зацепить. Что вставил, то и вынул, то есть ничего. Другое дело инструмент с изогнутым черенком воткнул, придавил к земле, потянул и вытащил ком. Острый край штыка необходим, чтобы при откапывании перерубать корни, а застряв в болоте, разрезать дерн. Многим джиперам нравятся лопаты с телескопической рукояткой, например, Fiskars 131306. Откапывать машину проще инструментом с коротким штоком, а при выгребании земли, грязи, снега из-под мостов или днища удобнее длинная ручка. Хранить лопату длиной в сложенном состоянии 1050 мм можно внутри машины. Оставлять такой инструмент даже пристегнутым снаружи к экспедиционному багажнику бывает неуютно, могут и упреть.
Дайте две
Штыковая лопата это хорошо. Однако откапываться ею из снега зимой неудобно. Долбить наст – да, а брать больше и кидать дальше – нет. Для снега, песка и жидкой грязи нужна лопата совковая. Так, что если место позволяет, а во внедорожниках и на внедорожниках его обычно достаточно, то возите с собой две лопаты. Удобно и гарантия того, что вы не останетесь без копалки вообще, если одна выйдет из строя. К слову, лопаты довольно легко ломаются особенно в неумелых руках помощников. Закаленный метал при ударе об камень или гвоздь трескается, рукоятки гнутся или ломаются. Опять же, если экипаж из пилота и штурмана, то логично иметь два инструмента и откапываться вдвое быстрее. Итак, лопата совковая с металлическим ковшом. При выборе полноразмерных инструментов рекомендую обратить внимание на модели, предназначенные для работы с бетоном и строительными материалами. Такие лопаты изначально спроектированы для больших нагрузок. А если места в машине мало, то приобретите складной или разборный «совок». Они со своими функциями справляются не хуже больших собратьев.
И маленькую в придачу
Нелишне иметь еще и третью лопатку, маленькую. Благо места она совсем не занимает, но очень выручает, когда надо рыть в стесненных условиях, в глубокой колее, среди пней или, вообще, лежа. Там, где с большой ручкой не развернуться. Тут выбор огромен. Вот только несколько наиболее ярких образцов, снискавших положительные отзывы на внедорожных форумах.
Самая широко известная отечественная малая пехотная лопатка (МПЛ), иногда ошибочно называемая саперной. Грозная United Cutleru M48, напоминающая скорей страшное оружие, чем орудие раскопок.
НАТОвская AMES US Militaru, примечательная тем, у нее ручка, и лоток разворачиваются под 90 градусов и можно грести землю из-под машины как бульдозер. К слову, очень похожая внешне лопатка продается в магазинах Ulmart. Называется лопата саперная Airline AB-S-02 (270 руб.), а у Fiskars такая же зовется универсальная складная лопата 131320 и стоит от 2700 руб.
Но самой удобной из малюток признается шведская саперная лопата. Разбирается, складывается, ручка с изгибом, край острый, лоток совково-штыковой, да еще и укомплектована снеговой насадкой. Длина в разложенном состоянии – 69 см, в сложенном - 49. На аукционах продается за 30 евро.
Специальный Off-road лопаты
А есть специальные лопаты и наборы-мультитулы с лопатами, которые по уверениям производителей делаются прямо таки специально для покорителей бездорожья. Американская компания Rigged Ridge, специализирующаяся на производстве аксессуаров для Jeep выпускает как наборы, так и складные лопаты, тоже подозрительно похожие на НАТОвские образцы .
Австралийская 4х4 Equip предлагает Combo Shovel – комбинированный девайс для земляных работ, собирающийся из трех частей.
Однако всех превзошла лопата Crovel Extreme американской фирмы GearUp, сочетающая функции: лопаты, тяпки, лома, топора, монтировки, молотка, гвоздодера, пилы. На полой рукоятке, выполняющей функцию футляра для полезных мелочей намотано 4,5 метра отличной веревки.
Любовь и уход
И напоследок. Чтобы лопата копала долго и эффективно ее надо хранить в чистоте, время от времени обрабатывать «преобразователем ржавчины» и после интенсивных работ затачивать. Точить под «коп» удобнее и эффективнее всего большим плоским напильником, двигая им вдоль кромки. Заточка производится только лицевой стороны, на тыльной части лишь снимается фаска. Угол заточки 10-15 градусов.
Лопат вам хороших и острых, а также поменьше ситуаций и поводов выкапывать автомобиль.
В комментариях запрещен мат.