ruende

Внедорожники

 

Советский ИЖ-14: Опередивший «Ниву», но проигравший

Полноприводный легковой автомобиль разрабатывали на «ИжМаше» почти параллельно с ВАЗом, начав даже на пару лет раньше. Но «Ниве» повезло больше и вот уже пятый десяток лет она бороздит дороги страны. А единственный выживший экземпляр ИЖ-14 остался только в музее завода и в памяти создателей.

ИЖ-14

Но сначала был ИЖ-5. В конце 60-х годов XX века в СССР появилась потребность в новом компактном внедорожнике, ориентированном на сельских начальников. УАЗик с его милитаристской сущностью больше подходил военным, а председатели колхозов хотели получить комфортный и не совсем спартанский автомобиль. И первыми за дело взялись специалисты совсем тогда нового завода «ИжМаш».

Вскоре у них появился и первый опытный образец – «ИЖ-5». В работе над ним удмуртским конструкторам помогали специалисты НАМИ. Главной особенностью машины стали несущий кузов – новое, смелое решение для автомобиля такого класса, а также оригинальная раздаточная коробка. От промежуточного вала между коробкой передач и раздаткой отказались, уменьшив таким образом шум и вибрации трансмиссии. Кроме того, передний мост и раздатка управлялись с помощью одного рычага. Передняя независимая подвеска представляла собой усиленную «москвичовскую», а задняя – торсионная отличалась компактностью.

ИЖ-5

На ИЖ-5 стоял уфимский 412-й двигатель - УЗАМ 412, от раллийной версии Москвича-412. Но, увеличивая дорожный просвет, разработчики столкнулись с тем, что мотор попросту не умещался по высоте под капотом. Пришлось изменить впускной коллектор и установить горизонтальный карбюратор «Солекс».

Был создан единственный прототип ИЖ-5, который был не более чем ездящим концептом. Поэтому о красоте кузова никто не задумывался и получилась угловатая страшненькая конструкция. К тому же создатели его вынуждены были ориентироваться на возможности завода и проектировали кузовные панели так, чтобы в производстве обойтись без мощных прессов и глубокой вытяжки металла.

По разным причинам над «пятеркой» в конечном итоге работать не стали. Зато она легла в основу другой модели – «ИЖ-14». Это был первый в истории СССР безрамный короткобазный «проходимец» с полным приводом. Его появление произошло уже в 1972 году.

Внешне он выглядел вполне достойно (особенно учитывая время и факт того, что модель являлась опытным образцом). Кроме нового облика, машина получила и новую «раздатку». Главное ее отличие заключалось в том, что она позволяла одним лишь рычагом включать и передний мост, и задний, и оба сразу с задействованием пониженной передачи. Переднюю подвеску по привычке взяли от «Москвича», только поработали над усилением. Но в планах у предприятия значилась ее замена на «Макферсон». Изначально создатели хотели использовать торсионную заднюю подвеску, но решили не спешить. Поэтому в дело пошли рессоры от «Москвича-412». Руководство призывало не забывать об унификации с «четыреста двенадцатым». Что же касается тормозов, то решено было использовать гидравлические барабанные с гидровакуумным усилителем. Длина «проходимца» насчитывала 3600 миллиметров, ширина – 1680 миллиметров, а высота – 1640 миллиметров. Длина колесной базы составляла 2300 миллиметров.

ИЖ-14

Тем временем, в Тольятти на ВАЗе тоже получили задание на разработку такого же автомобиля и рьяно взялись за дело. И, хоть там изрядно отставали от ижевцев, в дело вмешались другие государственные интересы. Опытный образец ИЖ-14 сразу стать массовым не мог, он требовал многочисленных доработок. Но самое главное, предприятие просто не могло в то время поставить его на конвейер. Требовалась масштабная подготовка к производству. Проблема заключалась в том, что «ИжМаш» относился к оборонной промышленности, а не к Минтрансу (как тот же ВАЗ). Соответственно, в приоритете у предприятия была военная техника, а не гражданские автомобили. Говорят, что на одном из совещаний министр обороны прямо сказал, что его главная задача ставить на производство новый танк, а вовсе не легковую машину.

ИЖ-14

Другая проблема заключалась в слабой унификации с «Моксквичом-412». Общих подвесок оказалось недостаточно, чтобы подвести рентабельность к приемлемым цифрам. А директор ВАЗа Поляков убедил правительство, что у Волжского завода имеются немалые возможности для доводки и постановки на конвейер ВАЗ-2121, и, безусловно, был прав. В довершение, сравнительные испытания в 1974 году показали, что ВАЗ-2121 действительно лучше доведен до ума и по многим показателям превосходит ижевский прототип. Кстати, есть мнение, что дизайн «Нивы» откровенно слизан с ИЖа, а кто-то усматривает в нем силуэт «Оки».

ИЖ-14

Несколько десятилетий один из сохранившихся ИЖ-14 простоял в бомбоубежище завода, куда была свалена ненужная предприятию техника, накопившаяся за всю его историю, а ныне отреставрированный наспех без особого соблюдения исторической правды, сменив салон и цвет, находится в импровизированном музее в одном из переходов главного корпуса.

ИЖ-14 в музее завода ИжМаш

Источники: rusautomobile.livejournal.com, stoneforest.ru

Еще новости и статьи про Соболь 4x4

01.04.2019
 1438     

Клуб «ГАЗ Соболь 4х4» расширяется

Клуб «ГАЗ Соболь 4х4» преобразуется в «Клуб ГАЗ 4х4» и начинает жить новой жизнью. Обновленный клуб ждет владельцев не только…
15.03.2019
 5673     

Как самому сделать бампер

Дмитрий Клюев рассказал, как они вдвоём с товарищем сами сделали стеклопластиковый бампер на ГАЗ «Соболь 4х4». Оказывается, это совсем не…
11.03.2019
 1385     

Алюляй поехал через всю страну

Любой владелец автомобиля ГАЗ «Соболь 4х4» и других ГАЗов вместе со своим автомобилем могут стать героями фильмов Олега Смирнова (Алюляя),…
08.03.2019
 1991     

Женщины в "Соболях"

Пользователи сетевого журнала "ГАЗ "Соболь 4х4" в ВКонтакте собрали из фотографий своих Любимых в своих любимых забавный клип "Ах, какая…
07.03.2019
 11104     

УАЗ Патриот, Соболь 4х4 или ГАЗель 4х4. Что лучше для семейных экспедиций?

Обзор и практическое сравнение УАЗ Патриота, ГАЗ Соболя 4х4 и ГАЗели 4х4 от владельца всех трех внедорожников Кирилла Невинского. На…
06.03.2019
 722     

АвтоПарк обнародовал календарь путешествий

Бюро путешествий «АвтоПарк» запланировало в 2019 году не менее 6 автопутешествий, в которых можно принять участие как на своем автомобиле…
05.03.2019
 25770     

Государственные льготы помогут купить российские внедорожники

С 1 марта в стране снова заработали государственные программы льготного кредитования «Первый автомобиль» и «Семейный автомобиль». Из полноприводных легковых автомобилей…
28.02.2019
 4254     

Бюджетные хабы на «Соболь 4х4»

Сергей Агеев (Koleya4x4) рассказал как модернизировать бюджетные УАЗовские хабы, чтобы использовать их на «Соболе 4х4». Цена вопроса всего 3490 рублей.…

В комментариях запрещен мат.

Правила публикации комментариев

  • двигатель не годится. трамблер внизу - ни одного брода не проедешь...
  • двигатель не годится. трамблер внизу - ни одного брода не проедешь...
  • двигатель не годится. трамблер внизу - ни одного брода не проедешь...

Ex-RoadMedia © 2012-    

Информационный портал обо всем, что связано с offroad, о внедорожной технике, спорте и приключениях.

Свидетельство о регистрации №ФС77-62527, выдано Роскомнадзором 27 июля 2015 года.

При использовании материалов указание источника портал Ex-Roadmedia и гиперссылка на
ex-roadmedia.ru обязательны.