Советский ИЖ-14: Опередивший «Ниву», но проигравший
Полноприводный легковой автомобиль разрабатывали на «ИжМаше» почти параллельно с ВАЗом, начав даже на пару лет раньше. Но «Ниве» повезло больше и вот уже пятый десяток лет она бороздит дороги страны. А единственный выживший экземпляр ИЖ-14 остался только в музее завода и в памяти создателей.
Но сначала был ИЖ-5. В конце 60-х годов XX века в СССР появилась потребность в новом компактном внедорожнике, ориентированном на сельских начальников. УАЗик с его милитаристской сущностью больше подходил военным, а председатели колхозов хотели получить комфортный и не совсем спартанский автомобиль. И первыми за дело взялись специалисты совсем тогда нового завода «ИжМаш».
Вскоре у них появился и первый опытный образец – «ИЖ-5». В работе над ним удмуртским конструкторам помогали специалисты НАМИ. Главной особенностью машины стали несущий кузов – новое, смелое решение для автомобиля такого класса, а также оригинальная раздаточная коробка. От промежуточного вала между коробкой передач и раздаткой отказались, уменьшив таким образом шум и вибрации трансмиссии. Кроме того, передний мост и раздатка управлялись с помощью одного рычага. Передняя независимая подвеска представляла собой усиленную «москвичовскую», а задняя – торсионная отличалась компактностью.
На ИЖ-5 стоял уфимский 412-й двигатель - УЗАМ 412, от раллийной версии Москвича-412. Но, увеличивая дорожный просвет, разработчики столкнулись с тем, что мотор попросту не умещался по высоте под капотом. Пришлось изменить впускной коллектор и установить горизонтальный карбюратор «Солекс».
Был создан единственный прототип ИЖ-5, который был не более чем ездящим концептом. Поэтому о красоте кузова никто не задумывался и получилась угловатая страшненькая конструкция. К тому же создатели его вынуждены были ориентироваться на возможности завода и проектировали кузовные панели так, чтобы в производстве обойтись без мощных прессов и глубокой вытяжки металла.
По разным причинам над «пятеркой» в конечном итоге работать не стали. Зато она легла в основу другой модели – «ИЖ-14». Это был первый в истории СССР безрамный короткобазный «проходимец» с полным приводом. Его появление произошло уже в 1972 году.
Внешне он выглядел вполне достойно (особенно учитывая время и факт того, что модель являлась опытным образцом). Кроме нового облика, машина получила и новую «раздатку». Главное ее отличие заключалось в том, что она позволяла одним лишь рычагом включать и передний мост, и задний, и оба сразу с задействованием пониженной передачи. Переднюю подвеску по привычке взяли от «Москвича», только поработали над усилением. Но в планах у предприятия значилась ее замена на «Макферсон». Изначально создатели хотели использовать торсионную заднюю подвеску, но решили не спешить. Поэтому в дело пошли рессоры от «Москвича-412». Руководство призывало не забывать об унификации с «четыреста двенадцатым». Что же касается тормозов, то решено было использовать гидравлические барабанные с гидровакуумным усилителем. Длина «проходимца» насчитывала 3600 миллиметров, ширина – 1680 миллиметров, а высота – 1640 миллиметров. Длина колесной базы составляла 2300 миллиметров.
Тем временем, в Тольятти на ВАЗе тоже получили задание на разработку такого же автомобиля и рьяно взялись за дело. И, хоть там изрядно отставали от ижевцев, в дело вмешались другие государственные интересы. Опытный образец ИЖ-14 сразу стать массовым не мог, он требовал многочисленных доработок. Но самое главное, предприятие просто не могло в то время поставить его на конвейер. Требовалась масштабная подготовка к производству. Проблема заключалась в том, что «ИжМаш» относился к оборонной промышленности, а не к Минтрансу (как тот же ВАЗ). Соответственно, в приоритете у предприятия была военная техника, а не гражданские автомобили. Говорят, что на одном из совещаний министр обороны прямо сказал, что его главная задача ставить на производство новый танк, а вовсе не легковую машину.
Другая проблема заключалась в слабой унификации с «Моксквичом-412». Общих подвесок оказалось недостаточно, чтобы подвести рентабельность к приемлемым цифрам. А директор ВАЗа Поляков убедил правительство, что у Волжского завода имеются немалые возможности для доводки и постановки на конвейер ВАЗ-2121, и, безусловно, был прав. В довершение, сравнительные испытания в 1974 году показали, что ВАЗ-2121 действительно лучше доведен до ума и по многим показателям превосходит ижевский прототип. Кстати, есть мнение, что дизайн «Нивы» откровенно слизан с ИЖа, а кто-то усматривает в нем силуэт «Оки».
Несколько десятилетий один из сохранившихся ИЖ-14 простоял в бомбоубежище завода, куда была свалена ненужная предприятию техника, накопившаяся за всю его историю, а ныне отреставрированный наспех без особого соблюдения исторической правды, сменив салон и цвет, находится в импровизированном музее в одном из переходов главного корпуса.
Источники: rusautomobile.livejournal.com, stoneforest.ru
В комментариях запрещен мат.
-
Василий Иванович
-
-
-
-