ruende

Внедорожники

 

Необычная «Победа» бороздит просторы Крыма уже два десятилетия

Странная «Победа», вызвавшая на днях всплеск восторга в Сети, построена руками егеря Ялтинского лесничества в самом начале двухтысячных, если не раньше. Внедорожник на протяжении многих лет честно выполняет свои задачи и успешно покоряет горные крымские дороги.

0

Фотография самодельного внедорожника на днях была опубликована в одном из автомобильных сообществ в Instagram и, несмотря на то, что конкретной информации о самоделке не было никакой, публикацию подхватили разные сетевые СМИ (например), выдумывая про нее кто во что горазд. Нам же захотелось узнать настоящую историю этой замечательной машины и внезапно это удалось.

Копаясь в недрах Интернета, мы нашли массу фотографий крымской «Победы», датированных от начала двухтысячных до наших дней. Буквально каждый год машина попадалась в крымских горах на глаза каким-нибудь туристам или в Ялте самим крымчанам, и ее фото выкладывались на разных сайтах и форумах с восторженными комментариями. В конечном итоге поиск вывел нас на статью из 7-8 номера журнала «Полный привод 4х4» от 2004 года, сканы которой опубликовал сайт gaz20.spb.ru. Из статьи мы узнали не только, как эта машина появилась на свет, но и познакомились с ее создателем – егерем Виктором Александровым.

Победа, построенная руками крымского егеря Виктора Александрова

Кстати, разглядывая фотографическую ретроспективу, мы обратили внимание, что за прошедшие годы автомобиль претерпел ряд изменений, по крайней мере, внешних. Вот два фото от 2007 года (слева) и 2002-го – как говорится, найди 10 отличий...

Победа, построенная руками крымского егеря Виктора Александрова

Забегая вперед, хочется отметить: автомобиль вышел таким гармоничным и интересным, что некоторые зарубежные издания именно его выдавали за произведение Горьковского автомобильного завода, построенное на основе ГАЗ М-20 «Победа» и ГАЗ-69. Полноприводная «Победа» выпускалась под индексом ГАЗ М-72. Таких статей нам попалось далеко не одна и в изданиях разных стран (например, вот или вот). В конце нашей публикации мы немного расскажем и об этом интересном советском проекте. 

А сейчас: КРЫМСКИЙ ПОБЕДИТЕЛЬ

Представьте, что вы лесничий. Под вашим чутким надзором находится 320 гектаров заповедного леса, до десяти месяцев в году находящегося в пожароопасном состоянии. По лесу шныряют туристы, приезжают любители пикников и шашлыков, частенько забредают охотники. И каждому хочется романтики: такой, чтобы сучья в костре потрескивали и искры к небу взлетали. Не хотите пожара? Тогда придется день за днем обходить, а где возможно и объезжать, свои владения, объясняя и растолковывая нерадивым романтикам правила поведения в лесу, затем проверять, а порою заливать брошенные кострища. Ну а если все-таки загорелось, то от того, как быстро вы доберетесь до места, напрямую зависит, сколько выгорит ценного заповедного леса и какие средства потребуется для его тушения. Одним словом, без транспорта не обойтись.

Кто ходил по крымским горам, знает, что это и крутые каменистые подъемы, и вязкая после дождя глина, и огромные (больше метра) сугробы зимой. Какой автомобиль лучше всего справится со всем этим разнообразием? ГАЗ–66 – великоват, на нем неудобно протискиваться между деревьями, «Нива» в горных условиях начинает разваливаться через месяц, УАЗ, конечно, живет дольше, но и он не выдерживает такой эксплуатации. А средств у лесничего, как вы понимаете, – особо не разживешься…

Виктор Александров – крымский лесничий, с которым мы познакомились во время странствий по горам, – пошел другим путем: если подходящего автомобиля нет, его нужно построить из того, что есть под рукой, а также из списанного и выброшенного в окрестных хозяйствах. Благо, этого добра у нас пока хватает. Ну а дальше, как говорится, дело техники – нужны только руки, знания, любовь к «железу» и, конечно, талант.

Был у Виктора любимый автомобиль: со временем утратившая былую молодость «Победа». Вот он и подумал: а почему бы не превратить ее во внедорожник? Цель есть, главное на пути к ее достижению – не замечать преград.

Первый вариант получился слишком уж «монстроподобным». Зарегистрировать такое транспортное средство явно не представлялось возможным, а выезжать из леса на трассу Виктору все-таки необходимо, хотя бы по дороге из дома на работу и обратно. Вот и был построен «гражданский» вариант, более похожий на легковой автомобиль, стильный и обладающий неповторимым шармом.

Первый вариант Победы крымского егеря Виктора Александрова

В основу снова лег кузов «Победы», установленный на самодельную раму, при изготовлении которой были использованы части рамы автомобилей ГАЗ–56 и ГАЗ–53.

Победа, построенная руками крымского егеря Виктора Александрова

В моторный отсек был «вживлен» тракторный дизель Д–242 (безнаддувный вариант дизеля, устанавливаемого на «Бычок») объемом 4,7 литра, выдающий 70 л. с. Мотор, конечно, не из лучших, но другого в хозяйстве найти на удалось. Иногда ему явно не хватает мощности, 30-40 дополнительных «лошадок» были бы очень кстати. Да и динамики от тракторного мотора, раскручиваемого максимум до 1900 оборотов, ожидать не приходится. Попытки регулировки насоса и повышения максимальной частоты вращения коленчатого вала хотя бы до 2500 оборотов привели к быстрой поломке вала. Так что пришлось вернуться к тракторному варианту.

Далее на «Победу» вживили передний мост от ГАЗ–63, предварительно заузив его, чтобы вписаться в габариты автомобиля. На мост были установлены поворотные кулаки от ГАЗ–66, а вот передаточное число получилось, как у ГАЗ–51: 1/6,67. Задний мост позаимствовали у ГАЗ–53, а поскольку в заводском варианте он уже узкий, ничего резать на этот раз не пришлось. Передаточное число заднего моста получилось 1/6,83. Имеющееся несоответствие передаточных чисел главных пар пока пришлось принять как данность. Разница гасится незначительным «проскальзыванием» одной оси. Коробку передач взяли от ЗИЛ–130. Установленная сначала ГАЗовская коробка не перенесла крымского бездорожья в отличие от раздатки ГАЗ–66, которая прекрасно работает в данном симбиозе.

Победа, построенная руками крымского егеря Виктора Александрова

Пришлось, конечно, немного поколдовать над кузовом: расширить крылья, арки, сварить новые бампера. На новоявленную «Победу» установили 120 – литровый топливный бак. Не обошлось и без перестройки салона: для увеличения свободного пространства и облегчения посадки – высадки было удалено переднее пассажирское сиденье. Конечно, можно было творить и дальше, но ведь «Победа» для лесничего – это не роскошь, а, прежде всего, автомобиль для тяжелой работы. Для полной трансформации «Победы» в «Победителя» крымского бездорожья автомобиль обули в колеса от ГАЗ–66.

Победа, построенная руками крымского егеря Виктора Александрова

Итого. «Победитель» развивает максимальную скорость 55-60 км/ч, а весит 3,5 тонны. Поскольку тяжелый мотор установлен спереди, то большая масса приходится на переднюю ось, что заметно помогает при движении в гору. В то же время это доставляет некоторые неудобства при движении вниз, разгружая заднюю ось и провоцируя ее занос, Возможно, более равномерное распределение массы по осям было бы предпочтительнее. Как бы там ни было, но «Победитель», вытаскивающий из кювета и буксирующий груженый ЗИЛ, по крайней мере вызывает уважение!

Победа, построенная руками крымского егеря Виктора АлександроваФото Виктора Александрова: 2004 г., «Полный привод 4х4»; фото «Победы» с форума forum.mtbtula.ru, 2014 г.

Реакцию работников крымской автоинспекции, впервые встречающих «Победителя» на дороге, естественно, можно себе представить. К счастью, нашлись хорошие люди из Киевского дорожно-проектного института, которые помогли зарегистрировать автомобиль лесничего. Теперь «Победитель» имеет полное право являться участником как внедорожного, так и дорожного движения. Вот уже 6 лет «Победитель» исправно выполняет свои обязанности, колесит по крымским горам и помогает Виктору нести нелегкую службу по охране заповедника и сохранению уникальной крымской природы.

(«Полный привод 4х4», №7-8, 2004 г. Авторы: Сергей Назаров, Виктор Александров)

Победа, построенная руками крымского егеря Виктора Александрова

А вот это фото сделано 11 августа 2017 года, так сказано в зашитых в оригинальный файл свойствах. Отбегала своё, старушка?

Победа, построенная руками крымского егеря Виктора Александрова

А теперь немного о ГАЗ М-72, с которым иностранные автомобильные журналисты перепутали нашу самоделку.

gaz m 72

Вот что рассказывает Wikipedia:

В послевоенные годы с уходом морально устаревшего ГАЗ-61 и запуском в производство автомобиля М-20 «Победа» был поднят вопрос о создании нового отечественного комфортабельного легкового автомобиля повышенной проходимости.

Внедорожник, получивший название М-72, был создан на базе кузова «Победы» и агрегатов армейского вездехода ГАЗ-69. От М-20 «Победа» для этого автомобиля были взяты лишь наружные кузовные панели и несущий каркас кузова, который был видоизменён и дополнительно усилен.

Для размещения раздаточной коробки пришлось отказаться от поперечного коробчатого усилителя кузова, а также от продольного усилителя – закрытого тоннеля карданной передачи, которые были свойственны кузову М-20 «Победа». Для компенсации этих отсутствующих силовых элементов, а также увеличения продольной и поперечной жёсткости кузова в целом, в его конструкцию было введено 14 дополнительных усилителей пола, лонжеронов, дверных стоек и крыши. В отличие от М-20 «Победа», у М-72 была совершенно новая подмоторная рама, рассчитанная на крепление рессорной подвески переднего моста.

От ГАЗ-69 были заимствованы коробка передач, раздаточная коробка, передний и задний мост. Коробка передач на М-20 «Победа» и ГАЗ-69 одинаковая, различие только в разных боковых крышках картера КПП и в месте нахождения рычага переключения, на «Победе» применялся кулисный (рычаг выведен на рулевую колонку) механизм переключения передач, на ГАЗ-69 – напольный.

Оборудование кузова М-72 было таким же, как и у М-20 «Победа»: мягкая обивка салона, часы, отопитель, двухдиапазонный радиоприёмник. Но, с учётом необходимости работы на грязных просёлках, на М-72 был впервые в отечественной практике применён омыватель ветрового стекла. Некоторые новшества, впервые появившиеся на М-72, затем достались модернизированной «Победе». В частности, именно для М-72 была разработана новая облицовка радиатора с массивными брусьями, осенью 1955-го появившаяся и на «Победах». На этой же модели появился руль с кольцевой кнопкой сигнала.

Автомобиль был оснащён раздаточной коробкой с демультипликатором и отключаемым ведущим передним мостом (также отключались и ступицы передних колёс). На 16-дюймовых колёсах с увеличенными грунтозацепами (как на современной полноприводной «Ниве») машина имела значительный дорожный просвет, что обеспечивало ей хорошую проходимость по грязи, песку, снегу, пашне и разбитым дорогам. Машина выпускалась небольшой серией с 1955 по 1958 год. Первая партия была собрана в июне 1955 г., в серию автомобиль пошёл в сентябре. В 1955 г. выпущено 1525 штук, в 1956 – 1151 шт., в 1957 – 2001. С завершением выпуска М-20 «Победа» прекратилось и производство М-72.

Еще очень интересная и подробная статья об этой модели опубликована на канале Oldtimer weekly в «Яндекс.Дзен».

А вот это видео про ГАЗ М-72 мы нашли как раз в одном из иностранных изданий, выдавших за него изделие Виктора Александрова: 

Еще новости и статьи про Соболь 4x4

13.09.2019
 4617     

Автомобилистов подразнили прототипом нового ГАЗ «Соболь 4×4»

Торпедо от ГАЗели NN, светодиодная оптика, внедорожная резина и многое другое – таким увидели будущий «Соболь 4×4» посетители выставки «Комтранс 2019»…
15.08.2019
 16213     

«Карго-клипс» превратит грузовой фургон во все что угодно – от автодома до мастерской

Универсальная модульная система CargoClips за несколько минут превратит грузовой фургон в мастерскую, автодом, мобильный мото-гараж и многое другое, а то…
24.07.2019
 1935     

Конь-огонь

Стандартный ГАЗ «Соболь 4х4» прошёл маршрут Чемпионата России по спортивному туризму и преодолел препятствия Чемпионата Европы в рамках «Ладоги Трофи…
21.05.2019
 3245     

«Это не ГАЗель»: Третий СобольFest прошел под Тверью

18 и 19 мая в Тверской области состоялся весенний этап внедорожного фестиваляСобольFest. Владельцы полноприводных «Соболей» в третий раз собираются для…
01.04.2019
 3277     

Клуб «ГАЗ Соболь 4х4» расширяется

Клуб «ГАЗ Соболь 4х4» преобразуется в «Клуб ГАЗ 4х4» и начинает жить новой жизнью. Обновленный клуб ждет владельцев не только…
15.03.2019
 6887     

Как самому сделать бампер

Дмитрий Клюев рассказал, как они вдвоём с товарищем сами сделали стеклопластиковый бампер на ГАЗ «Соболь 4х4». Оказывается, это совсем не…
11.03.2019
 2245     

Алюляй поехал через всю страну

Любой владелец автомобиля ГАЗ «Соболь 4х4» и других ГАЗов вместе со своим автомобилем могут стать героями фильмов Олега Смирнова (Алюляя),…
08.03.2019
 2766     

Женщины в "Соболях"

Пользователи сетевого журнала "ГАЗ "Соболь 4х4" в ВКонтакте собрали из фотографий своих Любимых в своих любимых забавный клип "Ах, какая…

В комментариях запрещен мат.

Правила публикации комментариев

  • укороченый Зил -157
  • укороченый Зил -157
  • хорошая бибика с 2012 года эксплуатирую устраивает все
  • укороченый Зил -157
  • хорошая бибика с 2012 года эксплуатирую устраивает все
  • А насколько она целесообразна? Чудовищный вес, смехотворная мощность, непрактичный кузов... Наверняка дикий расход топлива... ЗАЧЕМ??
  • укороченый Зил -157
  • хорошая бибика с 2012 года эксплуатирую устраивает все
  • А насколько она целесообразна? Чудовищный вес, смехотворная мощность, непрактичный кузов... Наверняка дикий расход топлива... ЗАЧЕМ??
  • укороченый Зил -157
  • хорошая бибика с 2012 года эксплуатирую устраивает все
  • А насколько она целесообразна? Чудовищный вес, смехотворная мощность, непрактичный кузов... Наверняка дикий расход топлива... ЗАЧЕМ??
  • укороченый Зил -157
  • хорошая бибика с 2012 года эксплуатирую устраивает все
  • А насколько она целесообразна? Чудовищный вес, смехотворная мощность, непрактичный кузов... Наверняка дикий расход топлива... ЗАЧЕМ??
  • укороченый Зил -157
  • хорошая бибика с 2012 года эксплуатирую устраивает все
  • А насколько она целесообразна? Чудовищный вес, смехотворная мощность, непрактичный кузов... Наверняка дикий расход топлива... ЗАЧЕМ??
  • укороченый Зил -157
  • хорошая бибика с 2012 года эксплуатирую устраивает все
  • А насколько она целесообразна? Чудовищный вес, смехотворная мощность, непрактичный кузов... Наверняка дикий расход топлива... ЗАЧЕМ??
  • укороченый Зил -157
  • хорошая бибика с 2012 года эксплуатирую устраивает все
  • А насколько она целесообразна? Чудовищный вес, смехотворная мощность, непрактичный кузов... Наверняка дикий расход топлива... ЗАЧЕМ??
  • укороченый Зил -157
  • хорошая бибика с 2012 года эксплуатирую устраивает все
  • А насколько она целесообразна? Чудовищный вес, смехотворная мощность, непрактичный кузов... Наверняка дикий расход топлива... ЗАЧЕМ??
  • укороченый Зил -157
  • хорошая бибика с 2012 года эксплуатирую устраивает все
  • А насколько она целесообразна? Чудовищный вес, смехотворная мощность, непрактичный кузов... Наверняка дикий расход топлива... ЗАЧЕМ??
  • укороченый Зил -157
  • хорошая бибика с 2012 года эксплуатирую устраивает все
  • А насколько она целесообразна? Чудовищный вес, смехотворная мощность, непрактичный кузов... Наверняка дикий расход топлива... ЗАЧЕМ??

Ex-RoadMedia © 2012-    

Информационный портал обо всем, что связано с offroad, о внедорожной технике, спорте и приключениях.

Свидетельство о регистрации №ФС77-62527, выдано Роскомнадзором 27 июля 2015 года.

При использовании материалов указание источника портал Ex-Roadmedia и гиперссылка на
ex-roadmedia.ru обязательны.