ruende

Доска почёта

 

Иван Евдокимов. Байкер широкого профиля

Иван Евдокимов берет напором. Откровенно и недвусмысленно. Из нашей с ним переписки по согласованию встречи для интервью могут быть публично представлены только реплики "Ванечка" и "Галочка". Ну что ж, откровением за откровение. Буду не одна, а с подругой. Итак, Москва, вечер, байк-центр "Секстон", брюнетка, блондинка и байкер. А говорить будем про трофи. И не только…


39

Трофи, мотоциклы, ралли-рейды, джип-триал… Мы что-то пропустили? В чем ты еще разбираешься?

Спорт — это вся моя жизнь. Начал заниматься физкультурой с папой, когда мне было лет семь. Во втором классе записался в секцию гребли, правда, меня откуда выгнали из-за маленького роста — при советской власти брали только перспективных детей. Впоследствии это не помешало мне заниматься многими другими видами спорта, в том числе мотокроссом. В 9 лет впервые сел в седло мотоцикла (то есть, через год исполнится 40 лет с этого момента, как за рулем). Мой дедушка был мотоциклистом, отец был мотоциклистом, да и автомобили в семье были с 1956 года, когда дед приобрел "Победу". Ну а на мотоциклах я ездил всю почти жизнь, вне зависимости от того, чем бы я не увлекался.

18

В пионерлагере я познакомился с вожатым, который занимался кун-фу, понятно, что захотелось и мне. Когда исполнилось 14 лет, мой учитель сказал, что я техничный, быстрый, но не хватает немного "физики", и отправил меня "подкачаться". Случайно получилось, что пошел качаться во Дворец тяжелой атлетики ЦСКА. Тамошний тренер увидел меня, пощупал ручки-ножки и сказал: а где ты ходил все это время? Вцепился в меня, как клещ, в результате, я занимался и там, и там.

25

Выполнил "Мастера спорта СССР" (тогда был еще в легком весе), когда служил в армии, но это такое лирическое отступление. Все это время я продолжал ездить на машинах, на мотоциклах. Первый мотоцикл — настоящий BMW — мне подарил дедушка, он его привез из Германии с войны в качестве трофея. Мотоцикл хранили в разобранном состоянии в ящике в подвале гаража. Когда мне исполнилось 14 лет, дедушка увидел, как сильно я хочу свой мотоцикл, и не дай Бог, накоплю на мопед. Мои родители были против мопеда, говорили, что это не серьезно: настоящий пацан не может ездить на мопеде! Не помню как, но я дедушкин BMW перевез к себе в гараж, собрал (у меня на это ушло несколько месяцев). Когда его первый раз завел, чуть не пробил головой потолок гаража, там все-таки мотор был 400 кубов, одноцилиндровый R4! Это, конечно, произвело на меня впечатление, но ездить мне на нем не понравилось, потому что он такой "чоперный", низкий мотоцикл, едущий медленно, да еще и в свастике разрисован…

21

То ли дело мопед!

Неет, про мопед забыли. Мне хотелось современный мотоцикл, потому что все друзья на "Явах", "ИЖах". Нашел каких-то барыг, которые у меня за 300 долларов купили BMW, это были громадные по тем временам деньги. У соседа на вырученные средства купил почти новую "ИЖ – Планета Спорт". Это было так круто!

Все девчонки были твои!

Все девчонки были мои однозначно. Кроме того, что мотоцикл практически новый, он был изготовлен на экспорт, поэтому на нем стоял японский карбюратор, венгерская вилка... Страшно пижонский мотоцикл, конечно, я им очень гордился. Когда женился и родился ребенок, пришлось этот мотик продать, превратил его в мебель в своей квартире и какое-то время обходился без техники. Спортом занимался, выступал еще какое-то время, штангу поднимал довольно успешно.

В 1989 году я совершенно случайно  купил новенькую "Ниву". Она мне очень понравилась, я был патриот, ездил только на отечественных машинах, у меня все время были новенькие "девятки" и "девяносто девятые". В начале 1992 года мои соседи по офису стали торговать иномарками, и в том числе к ним пришли из Америки новенькие автомобили Chevrolet Blaser. Как-то предложили мне покататься. Ну почему бы не прокатиться? Иномарка все-таки. Полазил по сугробам, забавно, но ничего особенного. А вот когда я сел обратно в свою "Ниву"… На следующий день купил Chevrolet Blaser и пошел к Михаилу Снарскому. Миша Снарский — это человек, который придумал off-road в России. Что такое off-road? Это преодоление бездорожья ради удовольствия, потому что езда по бездорожью была в России всегда. Михаил Снарский основал "Первый российский off-road центр", который занимался тем, что привозил иностранцев в Россию и катал их по нашему бездорожью на джипах. Этот Центр базировался в автошколе Дворца пионеров на Ленинских горах, в котором, кстати говоря, я в 13 лет получил юношеские права. Я пришел к Мише и стал первым в России человеком, который заказал силовой бампер и лебедку. До меня никто никогда в нашей стране их не заказывал!

27

Мне привезли криво сваренный американскими рабочими бампер, фирму не помню, выбрали по каталогу первый попавшийся, который показался по дизайну наиболее симпатичным. Лебедка у меня была Ramsey REP 6000. Лебедки и до этого попадали в Россию, но по бартеру, в комплекте с машиной. Лифтовать еще никому в голову не приходило, все были нормальные люди. Первыми, кстати, лифтовать стали питерцы. Причем они даже не лифтовали, а беспощадно резали арки своих стареньких Land Rover и вкорячивали туда большие колеса. А первый трофи-рейд мы поехали в 1993 году до Медыни, как сейчас помню, конвоем. Это был классический трофи-рейд, когда все друг другу помогали, а машина с лебедкой была только одна — моя. Автомобили все стандартные, постоянно застревали, постоянно их вытаскивали всем миром.

В те же годы Миша понял, что они уже не справляются самостоятельно и нанял Юру Овчинникова, который к тому времени проехал Camel Trophy, чтобы уже он показывал иностранцам Россию. В те времена все трофисты знали друг друга в лицо. Уже потом, где-то года с 2001, начали делиться на свои маленькие кучки. С самого начала было такое разделение: трофи по-овчинниковски (это когда все едут конвоем, друг другу помогают и получают удовольствие от мероприятия) и трофи по-фунтиковски (если кратко, но образно, когда мужики меряются, у кого длинней, придумали Александр Фулиди и Борис Гадасин). В принципе, имеет право на существование и то, и другое.

veps1998

А что привлекает в трофи тебя?

Мне в этой спортивной дисциплине интересно, в первую очередь, преодолеть какое-то препятствие, которое казалось непреодолимым. Причем, исключительно колесами, без помощи лебедки. Меня всегда тянуло в триал, но первый джип-триал в России, который в 1999 году Юра Овчинников провел на выставке в ЛенЭкспо, к сожалению, пропустил. Второй джип-триал Юра провел по моей просьбе на "Ладоге", это был линейный спецучасток, и выиграла его тогда Света Зайцева на "Ниве". Юра проводил еще несколько триалов, были очень интересные на Охтинском заливе. Когда мы с Серегой Соболевым застревали на камне, нас прямо накрывало волнами. Так нам нравилось все это!

14

Постепенно мне удалось сколотить команду сочувствующих единомышленников, и в 2001 году мы провели первый джип-триал в России как большое самостоятельное мероприятие, а не в рамках другого соревнования. Мероприятие проходило в Зеленограде, и его можно считать основополагающим в данной спортивной дисциплине. С другой техникой, с другими правилами, с другими людьми. Триалисты и трофисты совсем разные. В трофи нужно терпение, сосредоточенность, а триал это все-таки кураж и здесь немного надо быть артистом. Зрители стоят в метре от тебя, видят выражение твоего лица, кричат тебе. С 2001 года по 2006 я выступал на всех соревнования по триалу, которые проводились, и ни одного не проиграл.

31

Ты ушел из этой дисциплины, и триал в России на этом, по сути, закончился?

В 2003 году на конференции по джип-триалу меня выбрали руководителем данного направления РАФ. В 2007 году некоторая часть триалистов восстала, сказали, что я их всех достал и пообещали сделать лучше. Без проблем, действуйте. Вот они до сих пор и делают.

28

В 2000 году (если ошибаюсь, Сан Саныч меня поправит) была проведена первая конференция, создана Ассоциация трофи-клубов. Всех собрали вместе. Это сейчас стали поспокойнее, а тогда все были на "понтах". Выработали общие правила, требования к машинам, это был гигантский шаг вперед, до этого у каждого были свои правила, это было ужасно! Машина на Урале и машина в Ленинграде попадала в совершенно разные классы. Все это длилось до 2003 года, когда произошел переворот, наши захватили власть и так получилось, что комитет по трофи-рейдам возглавил я. Всячески пытался сотрудничать с Ассоциацией трофи-клубов, но первое время не получалось. В результате все равно победил здравый смысл, сотрудничать стали, но год потеряли.

35

Насильственным путем с 2003 по 2006 гг. мне удалось создать современные правила по трофи-рейдам. Но это не я один делал, мы собирались все вместе: Толмазов, Гадасин, Конадо, Овчинников, Майоров, Слепушкин, Меньшенин, Павлов, Шахова, Жуков … лучшие умницы трофи-рейдов. Потихонечку все правилось, приводилось в соответствие с нормами, принятыми в автомобильном спорте, но вся конструкция родилась коллективно. Итог — работали над правилами и техническими регламентами абсолютно все. Получились современные весьма гибкие Правила, по которым проводятся соревнования. Считаю огромной заслугой, что мне удалось собрать  их вместе и заставить работать! Потом я добровольно передал комитет по трофи-рейдам в более перспективные, как мне казалось, руки Бориса Гадасина. Боря очень умный, он самый умный из всех автоспортсменов, которых я знаю. И, возможно еще, и самый талантливый.

13

Когда ты последний раз лебедился?

В 2001 году на "Вепсском Лесе". А уже когда я занимался джип-триалом, то гордился, что никогда нигде не застревал. Преодолевал все препятствия. Нет, один раз застрял. В 2004 году это было в Пущино, когда завяз в грязевой ванне. Но там никто и не проехал.

Ты считаешь, что трофи-рейды не умерли?

В трофи-рейдах сейчас не хватает Трушникова и Евдокимова, которые бы свели вместе разных людей. Хотя я вообще считаю (говорил это еще в 2000 году), что это тупиковая дисциплина, она рано или поздно обязательно будет запрещена, потому что трофи-рейды портят природу. Объективно, это факт.

8

Поэтому ты ушел в ралли?

Мне очень нравятся ралли-рейды, не забывай, что я все-таки мотоциклист. Хоть по автоспорту Чемпион России и бла-бла-бла, но меня никогда это сильно не интересовало, мотоспорт мне всегда нравился больше. Дело в том, что мотоспорт, в отличие от автоспорта, требует полной самоотдачи, только в этом случае можешь достичь каких-либо результатов. Кроме того, результат в мотоспорте в большей степени зависит от самого гонщика, чем в автоспорте. Среди мотоциклистов дрищей с пивным пузиком не увидишь.

16

Все ребята отлично подготовлены физически, вне зависимости от возраста. А первый опыт ралли-рейдов я получил в 1998 году на "Бахе Селигер" — это была первая в истории России отечественная гонка такого рода. Организовал ее "Клуб 4х4" с Мишей Снарским во главе, причем половина автосервиса и магазина, просто жили в лесу целый месяц, готовя трассу и бивуак. Это была наверно, самая запоминающаяся гонка в те годы. В ней участвовал весь цвет отечественного оффроуда, причем и раллисты, и трофисты, и мотоциклисты. Больше таких гонок никто не проводил никогда. Увы.

Ну ты же только что расхваливал джип-триал.

Поскольку я был и там, и там, то имею полное моральное право так говорить — несравнимые вещи! Проехать трофи-рейд в качестве штурмана — тяжело физически, но приехать его на квадрике гораздо тяжелее. А проехать его на мотике несопоставимо! За одну полуторачасовую тренировку на мотокроссовой трассе я теряю до 4 кило.

2

Сейчас все девушки кинутся в мотокросс.

На нашей трассе занимается порядка десяти девушек, им это очень нравится. Они туда и своих молодых людей притаскивают. А если молодой человек не тянет — они меняют его на другого.
Мотокросс — это красиво, интересно, прикольно, это кайф. У мотокроссмена работают все мышцы, он всегда в тонусе, потому там слабаков не бывает.

4

А сейчас в ралли-рейдах почему не выступаешь?

Я хотел бы выступать на мотоцикле, но дела в Мотофедерации обстоят еще хуже, чем в Автофедерации, например, по ралли-рейдам я единственный в стране судья республиканской категории. То есть, если поеду в зачете Чемпионата России на мотоцикле, то это уже не будет Чемпионатом России, потому что там не будет судьи соответствующей категории. В моих интересах обучить судей, чтобы я хоты бы мог в любительском зачете принять участие. В ралли-рейдах мне нравится тусовка. Там не пьют.

20

Да ладно!

Ну, если и пьют, то гораздо меньше. Мотоциклистская ралли-рейдная тусовка другая. Они более дружные, всегда стоят общим лагерем.

В МФР с недавнего времени новый председатель, как думаешь, ситуация изменится?

Если изменится, то ненамного. Федерация — это общественная структура, аппарат выполняет одни функции, президент — другие, самим спортом занимаются комитеты. Не думаю, что из-за того, что другой президент, поменяется структура комитетов. Этот геморрой, на самом деле, никому не нужен. Если найдут спонсоров для более или менее серьезных соревнований, мы будем только рады. Вообще, я ненавижу заниматься общественной работой, хотя почему-то все время мне приходится ей заниматься. Я индивидуалист по натуре, мне гораздо проще и приятнее выступать самому, чем организовывать и судить других.

11

Как тебя в прессу занесло?

Это все случайность. В далеком 1998 году мой приятель Андрей Судьбин работал журналистом в Club 4x4 и попросил мою машину, чтобы что-то написать для журнала. А потом уже в 2001, когда Андрей Куприн был главным редактором Club 4x4, я указывал ему несколько раз на ошибки, которые совершали журналисты. Он предложил мне небольшую зарплату за то, что я буду немного редактировать журнал и подсказывать журналистам, как - что правильно называется. В то время я возглавлял Тюнинг- центр Club 4x4, плюс занимался журналом, время от времени писал какие-то материалы. В 2003 году господин Лужков решил построить конькобежный центр в Крылатском и наш Тюнинг-центр снесли. Мне негде было больше работать и предложили пока заняться журналом. Это "пока" вылилось в то, что в следующем году будет 10 лет, как я работаю только журналистом.

Когда ты рассказывал про службу в армии, сказал, что курил. А я с сигаретой тебя никогда не видела. Ты сейчас куришь?

Я курил 31 год.

Бросил?

Нет, не бросил, просто перестал курить. Понял, что это вредно. Рассказываю. Почти два года назад начал кашлять кровью, от занятий спортом на морозе лопнул сосуд в легком. Врач мне сказал, чтобы не бросал курить, иначе совсем умру. А я внутренним чутьем почувствовал, что мне не надо курить. Взял и перестал курить. Убедился в том, что люди врут — не существует никотиновой зависимости. Алкогольная — да, наверно есть, никотиновой — нет.

23

Если у вас в семье всегда была техника, значит ты у нас из довольно обеспеченной семьи.

Не совсем зажиточная. Один мой прадедушка работал главным инженером на заводе Нобеля в Астрахани. Дедушка вырос – выучился, стал инженером и был первым директором передатчиков завода на Шаболовке, я, собственно, на Шаболовке и родился, на территории телецентра у нас был дом. Мой прадедушка по материнской линии был священником. Мой дед для того, чтобы жениться на моей бабушке, принял православие (он был католиком), при царе еще закончил кадетский корпус, во время революции повезло — его не расстреляли, он оказался на стороне красных, стал военным инженером. Все всего добились своим умом, ничего просто так не давалось.

10

Все, с кем я разговаривала до тебя, мечтали проехать "Дакар".

Ну правильно. А те, кто не бредят "Дакаром", просто молчат об этом. Они понимают, что значит сказать: я хочу проехать "Дакар". Если появится возможность поехать на "Дакар", то не буду раздумывать ни минуты. Мой жизненный и мотоциклетный опыт позволят мне проехать эту гонку и, скорее всего, доеду до финиша.

Слушай, а вот с социальными сетями ты более активен наших предыдущих собеседников.

У меня есть iPhone он намного лучше, чем компьютер. Я человек технический, хоть и везде пишу, что у меня нет образования, но у меня высшее техническое самообразование. Изучал и сопромат, и теорию автомобиля, просто потому, что мне это интересно. Есть много друзей, которые находятся далеко. Как с ними общаться — соцсети — самый простой и доступный способ. Нет возможности все время ездить – звонить, поэтому просто слежу за новостями в социальных сетях.

9

Ты когда-нибудь пиджаки носил?

Сейчас меня нереально увидеть в костюме — костюм на меня не налезет. Людей моей комплекции принимают обычно за охранников. Все-таки разница "верха" и "низа" в несколько размеров.

Давай перейдем к женщинам. Ты берешь напором. Но всех ли ты берешь напором, или все-таки есть определенный тип женщин, который тебе нравится?

Мотоциклистам нравятся женщины, которые не очень сильно нарушают развесовку мотоцикла. Категория до 50 кг — идеально. А так, мотоцикл гораздо лучше, чем женщина. Но реже.

26

Хобби есть? Не разводишь ежиков, редких рептилий?

Спорт — это вся моя жизнь. Это и хобби, и увлечение.

Кем мечтал стать  в детстве?

Будете смеяться, но я мечтал стать журналистом. Мечтал путешествовать, куда-то ездить, общаться с разными людьми — все это теперь у меня есть. Даже и не знаю, о чем теперь мечтать?

1

Все на самом деле прошло абсолютно прилично, отчего мы с Маринкой, если честно, были немного расстроены. Ну да ладно… Как говорится, в следующий раз)

Текст: Галина Кошелева
Фото из личного архива Ивана Евдокимова

 

 

 

Комментарии для сайта Cackle

Ex-RoadMedia © 2012-    

Информационный портал обо всем, что связано с offroad, о внедорожной технике, спорте и приключениях.

Свидетельство о регистрации №ФС77-62527, выдано Роскомнадзором 27 июля 2015 года.

При использовании материалов указание источника портал Ex-Roadmedia и гиперссылка на
ex-roadmedia.ru обязательны.