Приз зрительских симпатий
Победу на ралли-рейде Silk Way 2017 праздновали не только «КАМАЗы» среди грузовиков и Peugeot среди джипов, но и наши российские экипажи на «Газелях», занявшие достойные места в «абсолюте». Свой взгляд на марафон этого года представила команда «ГАЗ Рейд Спорт».
«Шелковый путь» закончился, не доехав до пьедестала всего один СУ – дожди этим летом смыли не только Москву. Впрочем, победитель этой битвы был известен задолго до филиала Преисподней, которую принято называть пустыней Гоби вместе с огромными песчаными горами Такламаканы: три пилота PEUGEOT TOTAL боролись за главный приз, а «КАМАЗ-мастер» просто обязан был забрать грузовой титул. Результат закономерен: Сириль Депре – первый в абсолюте, а Дмитрий Сотников – среди грузовиков. Оба – двукратные. Никакой интриги.
А наши ребята за ту же зарплату
Большие гонки, как и любой профессиональный спорт, давно превратились в битву бюджетов, где победу празднует тот, кто богаче. Так случается в 99 случаях из 100. Но иногда происходит чудо, ради которого на стадионы приходят зрители: вспомните хоть прошлогодний «Лестер Сити», за который, кажется, болел весь мир.
В «Шелковом пути» тоже был свой «Лестер» - команда «ГАЗ Рейд Спорт» вышла на самый продолжительный, и, как покажет гонка, чертовски сложный ралли-марафон планеты на доработанных серийных машинах. В Китай двинулись две «ГАЗели NEXT» да два «ГАЗона NEXT». Куда же вам, братцы, на маршрутках да хлебовозках тягаться с бессменными фаворитами из PEUGEOT TOTAL, серьезными парнями «Синей Армады» и улыбчивым чемпионом Жераром Де Роем. А ведь там еще быстрые Mini X-Raid и целая толпа китайских гонщиков, которые учатся быстрее, чем кролики плодятся. С такой конкуренцией, гонки только дома по телевизору смотреть. Но бессменный лидер газовцев Вячеслав Субботин излучал оптимизм и уверенность. Впрочем, он их всегда излучает. В любой безнадежной ситуации.
Куда прешь!
В прошлом году команда Горьковского автозавода получила в «Шелковом пути», казалось бы, все возможные и невозможные приключения: для полного комплекта не хватило только нападения дракона и восьмибального цунами. Видать, не сезон был. Перевороты, поломки, пробои покрышек и еще четыре листа бед собрала команда «ГАЗ Рейд Спорт», но до Пекина все же добралась. Пусть и не в числе первых. В этот раз решено было ехать на результат. За рулем «ГАЗелей» очутились братья Коструковы, исправно везущие победы в Чемпионате России, а штурвалы новых, собранных непосредственно к рейду «ГАЗонов» доверили чемпиону России по классическому ралли Михаилу Шкляеву и титулованному кольцевику Болеславу Левицкому.
Простой люд, испокон веков голодный до зрелищ, с теплотой принял машины заводской команды. Привычный силуэт, знакомые черты: от Калининграда до Владивостока не отыскать такого человека, что ни разу в жизни не побывал в салоне самого знакового автомобиля «ГАЗ» постсоветской эпохи – «ГАЗели». И вот они, те самые маршрутки, вышли в рейд, словно в рейс. Злости и обидных шуток не слышно, скорее дружеское подтрунивание: в компании с синьором Петеранселем и мисье Лёбом они действительно выглядят забавно!
Добавляет народной любви еще и тот факт, что, в отличие от львиной доли пелотона, «ГАЗ Рейд Спорт» едет на фактически стоковых машинах: основные узлы и агрегаты те же, что и на рейсовых собратьях, подвеска усилена, но собрана из оригинальных запчастей. Конечно, каркас безопасности установили, а кузовные панели заменили на пластик, но все остальное – родное! Даже дизельный двигатель Cummins, который ставят и на заводе в Нижнем Новгороде, сохранился без глобальных изменений – поменяли лишь прошивку и добавили турбину с изменяемой геометрией, увеличив мощность со 150 до 200 л.с. Пару мотору составляет коробка переключения передач Dymos с коротким валом, хорошо известная по автомобилям УАЗ.
Но самые «видные» и любимые автомобили команды – технички. Зеленые «УРАЛы NEXT» всегда пользуются популярностью у зрителя и являются неотъемлемой частью любой гонки. Противостоять такой технике не способна даже «распутица-2017»: колесная формула 6х6 и мотор ЯМЗ-536, мощностью 312 л.с. и максимальным крутящим моментом 1240 Нм, дают в тандеме непревзойденный результат. Все остальное – только компромисс.
Хлебнули грязи
Первые российские спецучастки, будем откровенны, были «газовцам» ниспосланы свыше: разверзнувшиеся небесные хляби превратили ралли-рейд в трофи, где полноприводные «ГАЗели» не отставали даже от чемпионских багги французов. Да и пилотам, хорошо знакомым с такой локацией, было несколько проще, чем Петеранселю и Ко. Обуздав природную скромность, Коструковы осознали, что второго такого шанса может и не быть, и поехали «на все деньги». Более того, на одном из этапов даже удалось финишировать четвертыми, сразу после трио под знаменем «Льва»!
Правда, кураж и смелость обошлись недешево: в броде один из «ГАЗонов» недооценил водную преграду, получил гидроудар и выбыл из гонки. Отрезвляющий эффект был достигнут мгновенно, и дальше «ГАЗ Рейд Спорт» поехал уже «с оглядкой». Проблем не возникло даже в размытой ливнями казахской степи, где Петерансель поймал свой традиционный уже переворот, а Лёб и Депре устроили кёрлинг на своих автомобилях. Каждый спецучасток пополнял список выбывших, а «ГАЗели» и «ГАЗон» все еще держались в строю силами мощной команды механиков. Китай и его легендарные пески приближались, вызывая, по словам гонщиков, легкий мандраж и жжение в области желудка.
Весь в песке
Перед решающим отрезком температура в лагере пошла вверх невиданными темпами: на десятом этапе сошел Лёб. Легенда классического ралли ехал на новом Peugeot 3008 DKR Maxi и здорово оторвался от преследователей. Будем откровенны: даже если б все остальные СУ Великий Себ проехал задним ходом, он все равно приехал бы в Сиань первым. Но душа поэта требовала ветра в лицо, поэтому Себастьен ехал быстро и не заметил яму в русле реки. Как результат – уничтоженный автомобиль и травма руки. Машину к утру восстановили, но с гонки Лёб снялся. Полный список участников, что вышли на старт в Китае, уместился бы и на спичечном коробке. И «ГАЗелей» в этом списке было по-прежнему две. Чтобы выбраться из дьявольской песочницы Гоби, многие участники включили командный принцип борьбы: французы, например, ехали парой. Все проблемы теперь решались уже в четыре пары рук, оба экипажа работали на итоговую победу команды. Петерансель – очень опытный пилот, он свои собственные эмоции обуздать сумел. И Депре шаг за шагом выигрывал гонку.
Парное катание
Братья Коструковы такую методику прохождения сложных спецучастков знают давно, изобретать велосипед не стали, поехали двойкой. Все пески они прошли парой и привезли то, чего от них не ожидал никто. Даже Субботин. Их результат не укладывается в голове: в абсолютном зачете Александр Коструков стал 11, а брат Михаил – 13. «ГАЗели» на тяжеленной раме, с не очень мощным мотором, с высоким центром тяжести, с рессорной зависимой подвеской, на стоковых узлах, на простецкой по гоночным меркам резине BFGoodrich All Terrain KO2 умудрились возглавить вторую десятку мирового рейтинга! Александр проиграл идущему на десятой позиции Язиду Аль-Раджи на Mini чуть больше часа! «ГАЗель» догнала дакаровкий «Мини»! В этой истории не хватает только Стига, который выходит в конце из-за штурвала, или здорового и полного сил Михаэля Шумахера. Тогда это была бы полноценная сказка. А так – самая настоящая быль!
В древней столице Китая
На подиуме в Сиане вручали «Белого тигра». Бруно Фомин, руководитель PEUGEOT TOTAL, честно признался, что остаться с одной машиной в гонке в его планы не входило, а счастливый Сириль Депре поделился эмоциями от российского трофи. «Синяя Армада», захватившая весь подиум грозовиков, говорила приличествующие случаю слова в адрес друг друга. Но в этой гонке были и другие победители, чей титул заполучить сложнее, чем «тигра» или «бедуина». «ГАЗ Рейд Спорт» стал по-настоящему народной командой, которую поддерживали во всех уголках большой страны. Парни взяли приз зрительских симпатий. А это дорогого стоит. Теперь дело за малым – взять свой первый большой трофей.
Текст: Евгений Васин. Фото: «Группа ГАЗ»
В комментариях запрещен мат.