Части танка смогли вывезти только «Соболем»
Петербургский клуб «ВСЕ 4х4» с помощью ГАЗ «Соболя 4х4» вывез с Синявинских высот (Ленинградская область) больше тонны музейных экспонатов – частей редкого танка Т-34 образца 1942 года со сварной (нижнетагильской) башней.
Сам танк, участвовавший в прорыве блокады Ленинграда и подбитый около урочища Гайтолово, не сохранился. По словам Алексея Седельникова - руководителя операции по вывозу экспонатов для музея , Т-34, скорее всего, после войны был взорван и вывезен. Сохранились только разбросанные взрывом отдельные элементы.
Общий вес вывезенных экспонатов для музея составил более 1000 кг.
Самые ценные: верхняя часть башни, командирский люк, отлично сохранившийся буксировочный трос и люк механика-водителя со смотровыми щелями.
Храниться экспонаты будут в одном из музеев Лужского района Ленинградской области, посвященном Великой Отечественной войне.
Операция, проведенная 12 августа 2017 года, стала возможна только благодаря сочетанию проходимости и грузоподъемности подготовленного для трофи «Соболя 4х4». Внедорожник, загруженный тонной железа смог не только выехать из леса, но и вытащить на буксире крышку башни, которая не поместилась внутрь салона.
ГАЗ «Соболь 4х4» предоставлен «ГАЗ Балтийским», за что ему огромное спасибо. В этом петербургском автоцентре не только продают полноприводные «Соболи» и другие автомобили марки ГАЗ, но и занимаются тюнингом автомобилей.
Справка
Первые нижнетагильские танки были оснащены башнями, собранными из эвакуированных комплектующих. В процессе наладки производства на новом месте возникли неожиданные трудности - вагон с материалами по этому разделу был потерян при эвакуации. Из за технической неисправности его надолго загнали в какой то тупик Этот эпизод неоднократно упоминается в мемуарной литературе, и видимо имеет под собой почву. Вероятно, в вагоне находились литьевые модели, и документация, связанная с ними. Эту информацию, конструкторы, во главе с Марком Набутовским, восстанавливали в сжатые сроки, буквально по памяти.
Заформовать башню целиком на имеющихся формовочных столах было невозможно. поэтому, до получения нового оборудования было принято решение делать форму из нескольких элементов. В результате башня потаилась с некоторыми отличиями от предыдущего образца. В ее конструкции были использованы новшества, уже применявшиесяк тому времени в Сталинграде, а также введен целый ряд собственных усовершенствований. К моменту, когда пропавший вагон был обнаружен, башня была уже готова к производству.
Для комплектации танков этого периода использовались башни кулебакского литья, и,по некоторым сведениям, башни производства УЗТМ. Как бы то ни было, но нижнетагильская башня заметно отличается от предыдущих образцов формой среза верхней части маски пушки и бронировкой бортовых приборов наблюдения, обеспечивавшей больший сектор обзора. Боковые накладки маски пушки стали длиннее. Такой тип башни выпускался в первой половине 1942 года. С конца зимы - начала весны 1942 года началось освоение производства новой, шестигранной башни.
Источник: Алексей Седельников, Фото: Ольга Червонная. Весь фотоальбом операции
В комментариях запрещен мат.