ruende

Доска почёта

 

Сергей Савенко. Морской волк. И никак иначе

Наша встреча с Сергеем Савенко проходила по всем трофийным канонам: встретил, накормил, напоил и оставил после себя только приятные ощущения. Морской волк, победитель и призер многочисленных соревнований, Чемпион страны по трофи-рейдам, обладатель Кубка России, в этом году еще и Чемпион России по ралли-рейдам вблизи оказался очень интересным мужчиной.

У Вас много самых разных увлечений, какое из них по значению является главным для Вас?

В первую очередь, я байкер. Это образ жизни, все из этого исходит: в сутках должно быть 30 часов, прожитый без подвига день — это минус. Байкерское движение дает возможность развиваться — вот, что для меня важно.
На втором месте по значимости для меня стоит коллектив, люди, которые меня окружают, я несу перед ними ответственность. Мы 21 год вместе, выжили в тяжелых ситуациях, они болеют за меня на соревнованиях, "куют" свои победы на работе. А гонки это уже, наверно, итог совместной работы. Как в сексе: сначала надо найти спутницу, заманить ее в сети, приучить, опять же нужна какая-то прелюдия, другие театральные фокусы (ну ты понимаешь, да?), а потом уже начинается сам процесс.

байкер в цветах

Как оказались в трофи-рейдах?

Банально просто — было свободное время. Закончился сезон байкерства, еду по улице, вижу, написало: Land Rover клуб. Ну я и заехал: как, чем и как живете, какой лучший джип в этом месяце? Мне отвечают: "Конечно, Land Rover! Вот у нас есть гонщики, а трофи-рейды — это самая лучшая гонка!" По мотоциклетным канонам клуб — это закрытая тусовка, а тут не так, главное — иметь Land Rover, и ты уже в команде (ведь только эта машина может довезти до финиша!). Привез из Новосибирска Land Rover, в клубе тюнинг необходимый сделали. Первая гонка АБТ: фляга 150 кг мяса, мотоциклы, флаги, машина загружена полностью, оборудовано спальное место — это же трофи, вдруг спать придется в лесу! Гуляем всю ночь, нас провожают 20 байкеров, человек 15 техперсонала, и вот старт — поехали. Проезжаем ровно шесть километров, маленькая лужа, грязь, тут же застреваем. Сцепление как-то сразу сжег, хотя с машиной вроде на "ты"… Мимо меня УАЗики проносятся: первый, второй, третий… Что за гонки, я думаю, как они едут? Потом пришло познание, мы не так что-то делаем. Для начала перешли с Land Rover на УАЗ, за ними наступило время самодельных авто и так пошло-пошло. В середине 2000-х началось наше сотрудничество с Алексеем Гарагашьяном, машины строили мои люди, он руководил. Я тут же его обязал ехать со мной штурманом, потому что успех больше зависит от штурмана, нежели от машины. В 2005 году мы выиграли Кубок России.

NIK 2405

Кстати, мы недавно общались с Алексеем Гарагашьяном, он рассказал, что это именно Вы выманили его из деревни в городскую суету и трофи-рейды на авто.

Да, сейчас я вам расскажу. Была какая-то гонка, кажется, в 2000 году, мы с Алексеем пересеклись на вечернем чаепитии; Гарагашьян, как всегда, сидел уединенно, думая о чем-то своем. Для нас, байкеров, Алексей — кумир, он проехал сто пятьдесят "Ладог", сам собирает свои мотоциклы. Как-то проскользнуло в разговоре, что его мечта построить машину — полугрузовик, на цепях и все прочее. Довольно интересная идея, и я об этом тоже уже лет пять думал. Поговорили, как-то само собой все пошло, договорились, что надо бы пересечься… Алексея увидели, его работы оценили, и я рад, что так получилось. Самородки долго не блестят, их нужно постоянно натирать. Человек-талантище с большой буквы, жалко, что это в России никому не нужно. При правильном подходе государства такие люди, как он, должны работать в военно-промышленном комплексе, участвовать в разработках, которые пойдут на благо страны. А он только в частном порядке делает какие-то заказы. У Алексея очень большой потенциал.

10

В этом году Вы ко всем своим титулам прибавили еще и чемпионство в ралли-рейдах. Как оказались там?

На самом деле, ралли-рейды — не моя дисциплина, никогда туда не рвался, это была просьба ребят, которые помогали готовить машины для трофи-рейдов и триала (хотели в своем гараже, как и раньше, готовить технику для ралли-рейдов). Так появилась первая "Нива", на ней принял участие в ралли-рейде "Северный лес". В первый день проехал довольно успешно, соперники начали интересоваться: что за байкер, откуда он взялся? Но "Нива" — не наша машина, во второй день я ее пополам разорвал. Поскольку народ требовал ралли-рейдов, решили построить что-нибудь свое. Так, в принципе, пошла раллийная тема, и то Чемпионат России только в этом году проехал полностью, до этого выступал выборочно, ехал только на те соревнования, которые мне были интересны. Также регулярно выезжаю на разные международные гонки, смотрю, как выступают другие спортсмены, стараюсь опыт какой-то перенять, почерпнуть новую информацию; интересно побывать в "конюшне" заводских команд — там много секретов, так просто туда никого не пускают.

006

Что касается своей команды, то ребята молодцы, они меня подгоняют, строят машину за машиной и я просто не успеваю их ломать.
Курите?

Нет, еще в школе бросила.

А по гороскопу кто?

Телец.

Ну тоже ничего.

Из всех дисциплин мне по духу более близки трофи-рейды. Выезжаешь в лес, там только машина, ты и штурман. Мозги штурмана, техническая подготовка машины, умение логически выстроить работу в конечном счете и определяют результат экипажа. Главное, лично для меня, что эта борьба имеет продолжительный характер (2-3 дня), так выше уровень азарта. В ралли-рейдах тоже присутствует свой азарт, но там больше все-таки зависит от коллектива, команды. В этом и специфика ралли-рейдов: ты не можешь повлиять на результат. Получаешь на старте готовый продукт — машину, на который ты или доехал до финиша или не доехал. А еще бывают короткие бахи, так это вообще неинтересно! Тратится уйма времени — сутки, двое — на торжественные финиши, старты, и это безделье убивает.

африка за рулем

Я люблю марафоны: первый день ты втягиваешься, выбираешь свой режим и потом уже просто получаешь удовольствие. Вот это действительно интересно, например, по Африке проезжать в день по тысяче километров. А так… 80-90 км трассы, из-за этого тусить три дня — ни о чем! Хочется остальное время чем-то себя занять, а нечем. Расскажу пример. Года два назад команда электронщиков заманила меня на дрег-рейсинг, действовали, кстати, тем же способом, что чуть раньше раллисты ("уважаемый наш …. только мы хотим, чтобы дрег-рейсинг"). Я покупаю машину, приезжаю в Тушино (там была трасса хорошая), но когда посмотрел на все это дело, попробовал — nein, это не мое. Ходить в костюмчике туда-сюда, раз проехал — жди жеребьевку. Мне нужна постоянная динамика, чтобы ты зарядился на сутки вперед, а тут… Знаешь, как в сексе, мастера быстро не устают. Я ни в коем случае не хочу приуменьшить значение чемпионов, людей, которые посвящают дрег-рейсингу много времени, строят машины для этой спортивной дисциплины. Просто это не мое, не нравятся мне такие соревнования. Самое лучшее для меня — трофи-рейды и марафоны, они для души.

Ну а "Экспедиция-трофи"? Это разве не дрег-рейсинг длиной в две недели?

Нееет, "Экспедиция-трофи" — это марафон, там ты едешь сутками в течение двух недель, за это время проезжаешь тысячи километров и каждый день — новая страница. Меняется пейзаж, обстановка, задания каждый день разные, опять же это работа команды. Жаль, что это гонка прекратила свое существование.

Экспедиция 05

Почему? Я недавно была на пресс-конференции "Экспедиция-трофи 2013".

Она уже не та, настоящая "Экспедиция-трофи" была в 2005-2006 гг. Изначально организаторы сделали большую глупость — запретили участникам прошлых компаний выходить на старт. Я говорю: что вы творите? Вы думаете, что каждый год будут приходить новые участники? Такого не будет! "Больных" всего 50-100 человек на всю страну. Так же и на "Дакаре": есть когорта постоянных участников, которые подсели на эту гонку, как на игровые автоматы. Мы готовы были и тот, и следующий год снова подписаться на это приключение "Экспедиция-трофи", но увы.
Марафоны тем и интересны, что тут головой надо думать, стараться опередить события, опять же свой азарт.

Экспедиция 05-1

Вы считаете, что трофи — это не спорт?

Ну почему… На любителя. Люди играют в бридж, в преферанс, нарды — это развлечение. Количество людей, которые относятся к этому профессионально, не велико, при этом, они живут этим, не оставляя времени на свою жизнь.

Так, минуточку, Вы перед началом нашего разговора сказали, что сейчас буквально живете на работе…

А это другое, мы строим техничку на "Дакар". Мы год к этому готовились. Это не работа. "Работой" это называется для журналистов, жен и секретарш. А так-то мы тут все отдыхаем.

NIK 2403

А еще я знаю, что Вы хорошо готовите.

Научился. Опять же все началось с трофи. "Ладога" 2003 года, я до этого к кухне не питал особого интереса, этим занимаются женщины, а наше мужское дело быть добытчиками и всегда быть в разврате (ну как-то так). Разгар "Ладоги", машина начала реально ломаться, я доезжаю до финиша, и группа поддержки всю ночь ремонтирует технику. А зачем я им нужен? Решил приготовить что-нибудь покушать. Большой казан, туда-сюда, барана купили, говорю, сейчас будет плов у вас! Сделал. Ребята попробовали: ой, как вкусно, Михалыч! Только я отошел, они тут же всю мою еду повыбрасывали. Мне стало стыдно: люди работают, а вроде бы все ломаю и пользы от меня никакой, как трутень. Думаю: я не такой, я же байкер! Смотрел рецепты, чему-то научился, соответственно, вошло в привычку и теперь все ждут, когда я приготовлю поесть. Особенно когда принимаем участие в марафонах (та же Африка), 6-7 дней надоедает кушать эту безвкусную французскую еду (не вся, конечно, безвкусная, пиво хорошее), я свой мешок с нормальным зельем достаю и готовлю.

Борщ Африка 2012

Вот, кстати, другой наш недавний собеседник Сергей Доля ездил-ездил, теперь открыл свой ресторан. Может, и Вам тоже открыть ресторан?

Серегу знаю по гонкам, помню еще "Гагарин-трофи" раньше было; у него получаются отличные фоторепортажи, пишет хорошие тексты, он сам себя нашел. Мы вот еще сами себя не нашли. А ресторан открывать — увы, сударыня, это уже бизнес. Время, потраченное на ресторан, будет отнято с разврата. Может, рано еще…. Может быть, когда буду на пенсии, подумаю об этом.

мото

Если опять же говорить про наших предыдущих участников "Доски почета", то за редким исключением кто-то из них пользуется постоянно компьютером и является постоянным посетителем социальных сетей. У Вас как с этим?

Не люблю и не умею многие вещи, скорее, потребитель на уровне. В социальных сетях не зарегистрирован, на это времени нет, да и не считаю, что это мне нужно. Да, есть, что рассказать, есть, чем поделиться, много фото- и видеоматериала. Потом, когда буду писать мемуары, что сохранится — то вспомню.

Победа ШП 12

В детстве кем мечтали стать?

Директором колхоза. Я ему завидовал, потому что у него был "джип" — УАЗик, красивая помощница (она у него была правая рука и левая, наверно, тоже), кроме этого в его распоряжении было много доярок, земли (в гектарах не сосчитать), ну и опять же, приходилось думать, как вести хозяйство. А мне с детства нравится вести хозяйственную деятельность.
Сам-то я с Украины, с Черниговщины. В Москву случайно попали, проезжали мимо.
Служил на Северном флоте; три года, проведенные в армии, исправили, скорректировали мой образ жизни, из нас — сейчас говорю безо всякой иронии — босяков, для которых на первом месте было хулиганство, сделали людей. Средиземное море, Атлантика, Африка, Северный Алжир — мы много где прошли, много где "хлебнули", научились чему-то. Флот сформировал прочный четкий фундамент, на котором держатся и современные устои. Мы после флота не усугубляли лет 10 принципиально, не курили, вели здоровый образ жизни. Изменилось и понимание жизни: ради чего, почему мы живем.

ШП 10 старт

Морская тема теперь в чем продолжается?

Мы держим свой маленький флот, когда хорошая погода и есть свободное время, выходим в море. Раньше у нас было два корабля по 67 метров каждый, большие планы на морские путешествия, но, увы, человек погиб и вместе с ним завершилась и эта тема. Но малая флотилия осталась — два корабля 22 и 24 метра, есть и раритетные, например, яхта Геринга 1937 года. Планируем на Олимпиаду в Сочи прикатить на своей флотилии, пройти по Волге, бросить якорь на берегу Черного моря и жить на яхте!

NIK 3378

А какие ближайшие грандиозные планы, не связанные со спортом?

Планируем совершить экспедицию, за 10 дней добраться до Северного полюса на автомобилях "Емеля". Туда люди шли 2 месяца, а мы хотим тот же путь пройти за 10 дней.

Многие из постоянных участников прошлых лет перешли в разряд организаторов, не хотите попробовать свои силы и в этом деле?

Это мне не дано, да и неинтересно. Неблагодарное дело — проводить соревнования, всем не угодишь. Могу, если нужно, что-то посоветовать, подсказать, помочь, но не более. У меня был организаторский опыт. Проводил одно из первых московских трофи, поставил для себя цель, чтобы трасса была в пределах 10 км и в Москве. Нашли танковый полигон, там в болотах нет дна. Кто скажет, что в Москве, в 5 км есть такие болота страшные?! Были и спонсоры, и деньги, но — нет, не мое. Надо свою команду, надо жить этим, зарабатывать этим… Терпение надо, у меня его не хватает. Я капризный, может, потому что "весы".

Африка волки 12

Откуда у Вас такая вера в знаки зодиака?

Да, наивный чукотский мальчик. Чтобы я на работе больше работал, мне обычно дают страшных секретарш. Один раз мне дали мусульманку, которую я тут же решил перевоспитать. Не в плане домогательства, а просто показать, что она неправильно живет. Вот она реальна была зациклена на гороскопах. В течение всей совместной работы продолжалось противостояние: кто кого перестроит. В принципе, ничья.

Вы сейчас готовитесь к "Дакару"?

Да, мы 1 января должны улететь, но планы уже немного изменились от первоначальных. Было 4 команды с Москвы, теперь три. До "Дакара", может, еще примем участие в соревновании на Украине. Поедем, куда захотим. Может, в Белоруссию поедем. Мы в том году в 6 соревнованиях там приняли участие, заняли второе место в чемпионате страны по триалу. Кстати, мы еще и в России в этом году принимали участие в триале. Любим это дело. Нравится, что там надо думать, прыгать по этим горам, переворачиваться. В том году на триале в Чехии была высокая гора, на которую надо было забраться, во время соревнования пошел дождь. Поднимаюсь на гору, чувствую, что не осилю. Мотора не хватило, переворачиваюсь и тык-тык-тык встаю на колеса. А вниз еще метров 50 падать. В себя прихожу, мотор даже не заглох, прибегают судьи, спрашивают про мое состояние, поеду ли я еще одну попытку. Нет, говорю, лучше я поближе к кухне. После меня норвежец взлетает, падает и до самого дна… сейчас на два года выбыл из гонок. Да, это все опасно, но опять же удовольствие.
Каждая дисциплина интересна, везде можно что-то новое для себя почерпнуть, опять же общение всегда. В основном все зависит от коллектива. Мы любим играть в карты, болеть за футбол, хоккей — нам лишь бы повод собраться.

NIK 0803

Как насчет спортивных амбиций? Насколько я знаю спортсменов, у всех одна цель — "Дакар". Вы в нем уже принимали участие. Финишировали?

Мы ехали в расслабленном режиме, три дня проехали и на этом кончили. Почему так? Ну не подготовились должным образом. Все было в первый раз, в новинку, да и правила игры мы не выучили.

Регламент…

Да, все верно. Мы привыкли на наших трофи-рейдах, если точку какую-то не взял, начисляют положенную пенализацию и ты продолжаешь гонку. А тут что-то не взял — и пинок под зад. И неважно, миллионер ты или арабский шейх! После этого мы дважды прошли Africa Race, получили там хороший опыт. Соответственно, в этом году пробуем опять "Дакар".

NIK 3388 

Так какая все-таки сейчас цель? Дакар-финиш или Дакар-победа?

Победа, ну… мы же не входим в состав заводских команд, это во-первых; во-вторых, дабы свести понятия "Дакар" и "победа" вы должны понимать, что затратная цифра должна быть больше миллиона. Все должно быть уже отрепетировано, подготовлено заранее — это уже участь великих. Мы себя причисляем к любителям, соответственно, в основе наших действий лежат те же самые цели — отдых, разврат, общение, показать себя…

триал Чехия 2 

Вот, знаете, читая вашу биографию и длинный список титулов, то не подумала, что для Вас это только отдых. Чемпионство в ралли, трофи, еще и триал…. Как говорил классик: не верю! :)

Мы только полторы недели назад приехали с украинской гонки, машина стоит разобранная, уже успели мотор поставить. Это очень большая работа. Желание есть, и что говорить об этом. Удача придет, если мы будем достойны. Ошибка может быть во всем, и ее последствия выльются в гонку. Мы настроены, тренируемся. Конечно, труд механиков, коллектива превратить в качественный результат — это самое главное. Если нам шанс Бог послал поучаствовать, то надо, по крайней мере, достойно себя проявить.

Если честно, первые полчаса интервью чувствовала себя как на экзамене: Сергей как бы делал вид, что кое-что позабыл, а я, все также, невзначай, подсказывала правильное название соревнования и приводила собственные примеры из жизни. Не знаю, какую оценку встрече поставил Сергей, но я бы, при случае, повторила.

Текст: Галина Кошелева
Фото: Станислав Пилькевич и из личного архива Сергея Савенко

 

 

Комментарии для сайта Cackle

Ex-RoadMedia © 2012-    

Информационный портал обо всем, что связано с offroad, о внедорожной технике, спорте и приключениях.

Свидетельство о регистрации №ФС77-62527, выдано Роскомнадзором 27 июля 2015 года.

При использовании материалов указание источника портал Ex-Roadmedia и гиперссылка на
ex-roadmedia.ru обязательны.