ruende

Доска почёта

 

Леонид Майоров. ЖИЗНЬ КАК ГОНКА

Наш сегодняшний собеседник фигура более чем известная в автоспортивном мире, вместе с тем непростая и крайне интересная. Большую часть своей жизни Леонид Майоров посвятил ралли-рейдам. Сегодня Леонид Николаевич уделяет большое внимание медиа и PR, но при этом остается признанным авторитетом в данном виде автоспорта. Итак, с чего все началось?

 

1
Начнем с традиционного для всех наших героев вопроса. Как началась ваша спортивная жизнь?

У меня в семье все военные, отец служил в городе Кызылорда, там я и окончил школу с золотой медалью. Затем приехал в Москву, поступил на физтех МГУ. Еще когда жил в Кызылорде, занимался мотоспортом, в том числе играл в мотобол. Поэтому сразу же после поступления пошел в такую же секцию МГУ. Меня там мурыжили больше года, выезжали на тренировки, но меня с собой брали в качестве грузчика, не больше, мотоцикл не давали. На какой-то из таких тренировок в Крылатском я увидел команду МАДИ под руководством Ирины Озолиной, многократного чемпиона Союза по кольцевым гонкам и мотокроссу. Я стоял на тренировке, как бедный родственник. Ирина Янисовна, увидя мое положение, пригласила меня в МАДИ. Бросил МГУ, перешел на первый курс МАДИ, получился ИЖ 60 К и стал самым счастливым студентом. Так что свой спортивный настрой, как и технические знания, я получил в МАДИ. Занимался мотокроссом, учился в первой группе "Спорт", практически все ее выпускники работали или до сих пор работают тренерами. Мое высшее достижение — наша команда выиграла кубок автомобильных институтов СССР. Так как группа наша была первая в своем роде, то и практика проходила на заводах, где строили гоночные машины (например, на Ковровском заводе), мы судили местные соревнования, "Чайку" в свое время проектировал. Спортивная жизнь моя родом из детства.

DSC01432

По профессии Вы кто?

Специальность, которая стоит в моем дипломе, называется "Автомобильный спорт". Нас немного таких.

После окончания университета как сложилась ваша дальнейшая судьба?

После окончания института нас обманули. Говорили, что никогда не заберут ни в какую армию, езжайте спокойно в отпуск, потом выходите на работу. Но после отпуска меня отправили в штаб Министерства обороны, а там уже выдали предписание отправиться в воинскую часть в Тамбов. Меня распределили в ракетную часть, но дивизион как раз к моему приезду уехал на стрельбища и меня спросили, не хочу ли я пойти к командиру транспортно-автомобильного взвода, который пиво возит и прочее. Конечно, хочу, зачем мне эти ракеты?! Здесь как раз моя автомобильная подготовка и пригодилась. Естественно, когда я пришел во взвод, меня стали солдатики проверять, что я могу и умею. Все проверки прошел, позднее научил сослуживцев разным трюкам: задний разворот, передний разворот, правда, тренируясь без меня, ребята однажды снесли КПП, за что я, конечно же, получил выговор.

DAKAR2317

После армии вернулся в Москву, работал в конструкторском бюро АЗЛК, гоночные машины Г4, Г5, которые, кстати, все еще в музеях стоят, выпускали именно там. Был механиком, инженером, настраивал моторы. Первый спойлер на кузове сделал я. Взяли тогда кусок железа, за два часа сделали, покрасили и поехали на кубок соцстран. Юра Теренецкий, у которого я был механиком, приехал тогда в пятерке.

Уже работая в АЗЛК, меня пригласили в автомотоклуб, готовил к выступлению на кольцевых гонках, был помощником старшего тренера, потом меня перевели в ЦК ДОСААФ и там меня сделали уже главным тренером. Главный тренер — это человек на побегушках, которому всегда за все попадает. А я никогда не был таким покладистым.

DSC00247

Как вы оказались в ралли-рейдах?

В 80-е годы у моего хорошего товарища Саши Нифонтова появилось желание принять участие в ралли-рейде в Африке, и нигде-то там, а в известном "Ралли Фараонов". Саша попросил меня заняться логистикой, так, вместе с ним, я впервые оказался на этом континенте. Сразу полюбил Африку, дух, идею ралли-рейдов, для меня это не просто соревнования, а приключение на пределе собственных возможностей. Мне очень повезло, что организатором тех соревнований был Фенуй, это его кличка, причем в хорошем понимании. В то время наши КАМАЗы уже принимали участие в этих гонках.

DAKAR2007

Мы поехали, причем на абсолютно стандартной машине, на разведку трассы, были участки, на которые нам сказали не заезжать, естественно, мы туда заехали в первую очередь. Из этих приключений, всего, что пережили на тех соревнованиях, появилось желание сделать что-то подобное у нас. Тогда  в нашей стране еще было нормальное отношение к спорту, никто не мешал, в РАФе мне отдали эту дисциплину, сказали, делай, что хочешь, вот тебе карт-бланш. За несколько лет удалось провести несколько соревнований. Изначально передо мной стояла задача делать все на международном уровне, ничего не изобретать в плане технических требований, безопасности. Буквально через год появился экипаж Нарышкина, и мы с ним уже вместе начали развивать автомобильную тему. Он со временем стал лучшим иностранным гонщиком команды Mistubishi, причем не среди заводских машин, а клиентских. Потом появился Миша Снарский, очень большая поддержка шла от питерских ребят, Руслана Мисикова.

сan11

Затем все пошло, как обычно в России. Появились"специалисты", которые все знают, все умеют. У меня был конкретный диалог с одним из таких "специалистов", который потом возглавил это направление. Он тогда сказал: "Вот, у тебя так классно получается готовить трассы, возьми это на себя, а я займусь денежными потоками". На этом все закончилось. Начались протесты, появились специальные группы, на соревнования стали приезжать с собственными юристами. Я считаю, что в любой дисциплине, не только в автомобильной, мотоциклетной, но и в футболе, должен быть человек, который может, пусть даже путем не совсем юридически разрешенных мер, руководить дисциплиной, был лидером. Если все пускать на самотек, на болтовню, на бесконечное обсуждение чего-то там, то ничего не получится сделать.

сan1

По сути, из-за того, что Вы один раз съездили в Африку, в России появились ралли-рейды?

Не один раз съездил в Африку. В первую очередь, я увидел эту дисциплину изнутри. Позже началось сотрудничество с французской раллийной командой Mistubishi, там также многому научились. В ралли-рейдах важна тактика, причем она должна быть направлена не на развитие максимальной скорости, а на показание стабильно хорошего результата, что, кстати, на прошедшем Дакаре как раз продемонстрировал экипаж Новицкого. Не надо гнать, чтобы потом стоять колесами кверху и рассказывать, какой ты был герой. Это как раз то, что мне и нравится в ралли-рейдах: здесь, чтобы получить результат, надо много думать головой.

IMG 1837

Получается, сам Бог велел развивать данную дисциплину в нашей стране.

На счет "Бог велел" еще раз вам повторяю, что дисциплина начала хиреть, как только в нее пришли коммерсанты, причем коммерсанты средней, низкой руки. Начали денежные потоки брать под свой контроль, хотя потоков, как таковых, и не было. Вторая ошибка, которая допускалась и допускается сейчас — организаторы пытаются выжить за счет богатых меценатов - участников, но на них можно рассчитывать максимум 2-3 года. Меценаты иссякли и дисциплина пропала. Например, ростовские ребята брали на себя финансирование, Руслан Мисиков долгое время тянул в Питере соревнования и сейчас, кстати, возвращается. Но общей темой раскрутки дисциплины, поиска новых спонсоров никто, по сути, не занимался. Не правда, что нельзя найти спонсоров! Посмотрите, например, на раскручивание трофической темы. Я сейчас внимательно слежу за развитием событий в серии трофистов Can-Am. Мне очень приятно, что мой однофамилец Олег занялся этой темой и я его полностью поддерживаю.

сan2

Главная проблема автомобильного и мотоциклетного спорта — отсутствие качественного информационного освещения. Как в этом году шло освещение Дакара? До сих пор проходят эти заказные камазовские статьи; все профессионально подготовлено, не спорю, но никто же не написал, что это единственная заводская команда безо всяких кавычек. Все остальные участники зачета Truck — это гаражи транспортников, которые занимаются перевозкой грузов. Тот же Hans Stacy чуть ли не обычным шофером работает. Поэтому я считаю, что искажена информационная политика, нет у нас медиа-рынка, где мы могли бы широко освещать наши достижения.

DAKAR537

Последний пример — Евгений Новиков выиграл несколько этапов Чемпионата России в классическом ралли. Кто об этом знает? Тишина. И так будет всегда, потому что на сегодняшний день очень узкий профессиональный уровень у нашей журналистики, которые пишут об автомобильном спорте. Это мое мнение, и оно сформировано на том, с чем я постоянно сталкиваюсь. В основном, работают дилетанты, которые занимаются исключительно самолюбованием. Пример того же Дакара — просто бредятина! Фотографии, которые шли непосредственно с марафона потоком, это фотографии себя любимых на фоне известных спортсменов, того же Аль Аттия. Какие выводы? Какие предложения?

Слушая вас, хотела сначала заступиться за своих коллег – журналистов, но потом вспомнила примеры из собственного опыта, так что промолчу.

Я считаю, что эту тему нужно раскручивать. Почему? Потому что сейчас в дисциплину приходят новые люди, не совсем, грубо говоря, рожденные в нашей тематике. Мое глубокое убеждение — нужно формировать штат журналистов. Если честно, очень надеялся, что Юрий Овчинников может что-то достойное привезти с Дакара, но его автомобиль сгорел в первый же день.

2

А в плане спорта? Какие дисциплины, на ваш взгляд, будут развиваться в ближайшее время активнее всего?

Мне очень нравится тема SSV, как вы ее называете, может, и раскрутим ее. Не совсем верно в нашей стране это считают мотоциклетной машинкой. Это изначально автомобиль. Карт же тоже мало похож на подобную технику, но это тоже же автомобиль. Да, это спортивная подгруппа, да, это отдельное направление, пусть в нашем РАФе возьмут его под свое крыло. SSV сейчас нужно развиваться, причем все основания для этого есть. Единственное, что я хотел бы сказать тем, кто за это возьмется: не надо идти ни у кого на поводу! Ведь почему у нас в свое время получилось с дисциплиной ралли-рейды? Почему она стала нормально развиваться, стала узнаваема, есть спортсмены, которые выигрывали Кубки мира? Потому что мы ни с кем не советовались и не консультировались. Надо брать все оттуда, из-за границы, что  в России тебе могут посоветовать? Технические правила, технические требования — все это уже есть. Да, на английском, французском языках, ну переведите, там не так уж много. Но начинать надо с международных требований. И в РАФе, мое мнение, надо создать отдельную подкомиссию. Только ставить своих, не москвичей. Москвичи реально оторваны от жизни.

su-2leo 076

Раз уж мы коснулись этой интересной лично для меня темы... Не знаю, видели вы или нет, но буквально несколько дней назад выложены первые Правила проведения соревнований Can-Am, в основе которых как раз международные требования и нормы. Спортсмены, с которыми я общалась, в один голос завздыхали – заохали: как все сложно! Нам это не надо, хотим обратно в болото. Есть единицы, которые хотят учиться, развиваться, но их не так много.

То же самое в свое время было и у меня. Появились люди, которые готовы были развивать классические темы. Может быть, в вашем случае не надо резко все ломать, попробовать с более простых вариантов. Как-то в Новосибирске проводил соревнование, участники буквально из водосточных труб варили каркасы безопасности для автомобилей. Понимал, что это глупость, но допускал их при условии, что в следующем году они уже сделают все по правилам. Это как раз тот карт-бланш, которое в свое время мне дала автомобильная федерация. Делай, что хочешь, организовывай, как хочешь, суди, как хочешь. Думаю, что сейчас как раз настало время активизировать квадроциклы SSV. Развитие дисциплины должно идти как категории Т3. Как и во всем мире.

сan7

Просто я слышала, что местные организаторы ралли-рейдов (я сейчас имею в виду "Шелковый путь") не хотят видеть на своих соревнованиях квадроциклистов. Как же развивать?!

Мотофедерации не хватает организаторов и опытных специалистов. Когда я в прошлом году с Семеном Якубовым практически договорился о включении квадро- и мотозачета в рамках "Шелкового пути", он сказал, что Мотофедерация к нему с таким предложением не обращалась. А так они готовы работать, сотрудничать. Готовили трассу уже с обгонами, со всеми делами, другой немного формат в мотозачете…

Слышала как раз другую версию, что именно организаторы "ШП" не хотели брать мотоциклистов, мол, просились, но им отказали.

Я могу прямо сейчас перед вами позвонить Семену Якубову. Мотоциклетный зачет очень актуален, класс Т3, я надеюсь, в этом году будет в зачете "Шелкового пути".

DAKAR2170

Вот вы сказали, что в каждой спортивной дисциплине должен быть хоть и жесткий, но лидер, который будет вести спорт и развивать его. На вашей страничке в facebook записана ваша любимая цитата: "… настоящих буйных мало – вот и нету вожаков". Это как раз применительно к ралли-рейдам?

Да, это как раз применимо к нашей тематике. Лозунг, конечно, немного противоречивый, но я считаю, что нужно, как в армии – никакой демократии. Что такое демократия? Это власть большинства. Я в спорте под большинством понимаю отрешение. Нужно какое-то единоначалие, дать карт-бланш какому-то человеку: вот тебе год, вот тебе сезон – покажи себя, зарекомендуй себя. Пускай твои решения не всегда будет правильными, но они должны быть. Есть такой хороший пример. Когда молодым тренером работал в классическом ралли, проводил тренировочный сбор на Красной Поляне. И у нас по плану была тренировка, надо было речку переехать, а за ней как раз тренировочная трасса. Подъезжаем к этой речке, а она разлилась, практически не переехать. Ребята говорят: давай мы не поедем, ехать вброд, непонятно, какие там камни, сделаем перерыв. Я говорю: нет, ребята, вы сюда зачем приехали? Кто переедет, тот гарантированно будет в составе сборной страны. И вот так, разными хитростями, на веревках, вброд перешли все, включая меня.

3

Уже через несколько лет, мы к этому времени со всеми сдружились, мне Костя Гирдаускас, участник той тренировки, говорит: знаешь, Леонид, вот тот случай был очень важен для тебя и для нас. То же самое и в ралли-рейдах. Поэтому очень надеюсь, что мой однофамилец Олег с его заграничной командой из Екатеринбурга создаст такую тему, и они начнут по-новому (именно по-новому, а не по-московски) искать пути развития этой дисциплины. Пусть это будет больше трофи, но чтобы там была открыта калиточка для ралли-рейдов.

XORX8608

Ваш подопечный Дмитрий Павлов как-то на вопрос, "если пофантазировать – какой супер ралли-рейд можно провести (в России или в Мире)", ответил, что за себя он не знает, но точно знает, какой бы хотели провести вы: "он бы точно провел межконтинентальную гонку со стартом, например, в Украине, с переходом в Россию, затем Казахстан, Узбекистан, и дальше можно уехать до Китая. На этом можно остановиться, потому что не выдержит ни один гонщик, ни одна техника".

Знаешь, Дима, конечно, прав, такой марафон был бы просто супер. В свое время, давно-давно, гонки проходили по всем территориям, которые вы сейчас назвали. В принципе, такому марафону нужен только хороший спонсор, все реально. Но последнее время в моей голове ходит безрассудная идея провести ралли-рейд вокруг Каспийского моря. Россию не будем брать в расчет, тут бардак, который будет всегда. Казахстан будет только "за" гонку, Ашхабат просто мечтает в такое соревнование ввязаться. Организатор – любой, кроме ASO, у меня с ними свои отношения. Это должен быть летний марафон, можем сделать его этапом Кубка мира. "Шелковый путь" никогда не будет этапом Кубка Мира. Понимаю Якубова, которому на соревновании не нужен еще один руководитель, у них своя кухня. Я считаю, что Кубок мира — это очень важно.

сan10

Для вас как руководителя-тренера какая награда вашего воспитанника является наиболее важной и значимой? Вот, например, ребята из "КАМАЗ-мастер" как порадовали своего руководителя.

Ну то, что "КАМАЗ-мастер" сейчас занял весь подиум Дакара говорит о том, что что-то нездоровое в этом зачетном классе. Молодые пацаны поехали и весь подиум Дакара заняли?! Это мое субъективное мнение по поводу КАМАЗа.

Честно говоря, получаю максимальное удовольствие от самого процесса соревнования, особенно когда мой жизненный опыт позволяет подсказать правильное решение. Даже не от результата, а именно от подсказки решения. Например, экипаж в первое время начинает переживать, что соперники ушли далеко вперед. Я говорю, что переживать не стоит, просто не смотри стартовую ведомость. И через несколько дней действительно, большинство соперников уже сходит с трассы. Так же, как правило, я штурману перед стартом на карте обвожу наиболее сложные участки трассы. Сейчас мне интересны квады, мото, за ATV будущее, причем не только наше российское, но и мировое.

DAKAR478

Про КАМАЗ вы уже сказали. Как вы оцениваете выступление российских экипажей на ралли-марафоне Dakar 2013?

Я считаю, что открытие ралли-рейда этого года — это экипажи Васильева и Гадасина, хотя Гадасин уже пошел на спад. Именно Васильев. Он настолько целеустремлен и талантлив, что, в принципе, при нормальной поддержке у него есть шансы выиграть Кубок мира, причем уже в этом году. Ему только надо подумать о хорошей логистике, проехать этапы, которые начинаются буквально вот-вот и на хорошей машине. Что касается G-Force, то я горд, что в России есть команда, которая (пускай на коленке), делает машины, которые могут составить конкуренцию.

XORX2191

Опять же информация с вашей страницы в facebook, написано, что вы "вынужденно работающий пенсионер". А вы бы смогли стать пенсионером? Дача, огород, картошка?

Нет, конечно! Вот пример: закончился Dakar, Africa Race, вокруг меня собрался круг знакомых, с которым мы живем одной темой, уже пять раз звонил Шлессер по поводу того, чтобы делать будущий марафон. Две конюшни, с которыми я работаю (Polaris и еще одна итальянская команда, с которыми налаживаем сотрудничество), с ними сейчас идет активная переписка. То, что связано со спортом, это не работа. Это образ жизни. В любое время могут позвонить, если появляется какая-то новая тема, звонят гонщики, которые хотят прийти в спорт, просят совета. Мое мнение — если поставить во главе угла заработок, то кайфа не будет.

сan5

Когда я готовилась к интервью, спрашивала о вас у "знакомых знакомых". Все вас очень уважают, но, в то же время, говорят, что вы очень не простой человек. Может, немного не корректный вопрос, но что самое необычное вы слышали о себе?

То, что я достаточно жестОк или жЕсток в своих решениях. За что меня критиковали, как правило, через какое-то время люди понимали, что я прав. Конкретный случай был со Шмаковым. Когда дисциплина только начиналась, были первые гонки в Коломне, приезжает Сергей Шмаков (мы еще не были знакомы), его машина стоит в закрытом парке, рядом открытый парк. Он привозит большой прицеп, загоняет свой болид туда, закрывает прицеп и там начинает что-то делать. Я понимаю, что ничего такого супер он придумать не может, и сделать не сделает. Но! За то, что он скрыл машину, снимаю с гонки. А он лидер. Истерика, я враг номер один. Через некоторое время он мне говорит: "Николаич, ты был прав". Хотя, формально, с моей стороны это было самодурство. Но тогда это было на уровне импульсивного решения. Это мой минус.

сan9

С другой стороны, я считаю, что все-таки опять к теме "настоящих буйных мало". Все возможные случаи юридически накануне невозможно предусмотреть. И Dakar тоже это подтверждает. Там тоже бывают ситуации, когда надо какие-то решения принять, и французы прикрывают это "коллегиальным решением". У нас таких опытных комиссаров не было, все приходилось принимать самому. От этого пошла такая молва обо мне.

XORX4914
А вы сами себя считаете "буйным"?

"Буйным" в прямом значении слова на вряд ли. Но я придерживаюсь мнения, что, если решение принято, то надо его двигать в массы, тем более, если ты являешься руководителем и от тебя многое зависит. Играть на чьей-то одной стороне не правильно. Бывают ситуации, когда вот твой приятель, друг, а приходится снимать его с гонки. Это самое сложное. Понимаешь, что делаешь какую-то глупость, но "закусило", как говорится. Я считаю, что будущее нашей дисциплины в таких "буйных" людях. Пускай, может, не в таких жестких, как я, но в людях, у которых есть стержень. Людях, которые знают, что хотят. Если уж совсем откровенно, то я очень надеюсь, что эту дисциплину поднимут регионы. Нет людей, с которыми я бы мог сравнить себя. Все как-то приноравливаются, пристраиваются, притираются. Даже в Питере таких людей больше, чем в Москве.

DAKAR1888

Что касается нашей автомобильной темы, не Москва правит балом. Москва руководит, но, к сожалению, мозгов тут не так и много. Те люди, у кого-то есть какой-то опыт, навыки, на периферии, в Москве же они всегда будут вторым сортом. Может быть, откровенно, но вот так.

Чем вы сейчас заняты?

Есть несколько проектов, которые меня интересуют. Как я рассказывал, например развитие нового класса Т3. Традиционно занимаемся поиском новых медийных партнеров для освещения дисциплины ралли-рейдов в СМИ. В прошлом году холдинг РБК выразил интерес к информационному сотрудничеству, позиционировав ралли-рейды в формате приключений и спорта для успешных людей.

сan12

Интервью с Леонидом Майоровым нашей редакцией было запланировано еще полгода назад, в преддверии "Шелкового пути 2012". Поговорить же с Леонидом Николаевичем удалось только после DAKARa 2013 и, опять же, перед объявлением подробностей "ШП 2013". Вот такая интересная взаимосвязь между человеком и гонками. Хотя, может, потому, что ралли-рейда от Леонида Майорова неотделимы.

Разные были наставления от коллег и знакомых по поводу того, каким должно было быть это интервью. Кто-то рекомендовал больше жесткости и таких же вопросов, кто-то, наоборот, говорил, что знакомство с таким человеком может быть только на пользу. Получилось, как нам кажется, интересно и неоднозначно.

Текст: Галина Кошелева
фото: из личного архива Леонида Майорова и странице в Facebook)

 

 

 

 

Комментарии для сайта Cackle

Ex-RoadMedia © 2012-    

Информационный портал обо всем, что связано с offroad, о внедорожной технике, спорте и приключениях.

Свидетельство о регистрации №ФС77-62527, выдано Роскомнадзором 27 июля 2015 года.

При использовании материалов указание источника портал Ex-Roadmedia и гиперссылка на
ex-roadmedia.ru обязательны.