Первый внедорожный суперлюкс: полноприводный лимузин ЗИС-110Ш и 110П
Bentley Bentayga, а немного позже и в большей степени Rolls-Royce Cullinan, раздвинули границы класса внедорожников до уровня самых шикарных и дорогих представительских автомобилей, но один из первых суперлюксовых внедорожников появился на 70 лет раньше, в послевоенном СССР.
Работы по созданию модификации ЗИС-110 повышенной проходимости начались по просьбе военных. Только что прошедшие войну маршалы отлично помнили, что такое фронтовые дороги, но уже хотели перемещаться в чем-нибудь посолиднее и покомфортнее, чем Willys или ГАЗ-67. Для них на базе правительственного представительского лимузина ЗИС-110 и была инициирована разработка полноприводного автомобиля, получившего индекс 110Ш «штабной».
Для ускорения работ конструкторы использовали агрегаты лендлизовского «додж-три четверти». Благо, его задняя колея была всего на 50 мм шире, чем у стандартного 110-го, а передняя – на 150 мм. Для обеспечения приемлемой тяги на бездорожье в отсутствии понижающей передачи, на автомобиль установили форсированный 162-сильный мотор с увеличенной степенью сжатия и двумя карбюраторами от бронированного ЗИС-115. Для лучшей проходимости лимузин получил импортные шины фирмы «Goodyear» размером 9,00-16.
Во время испытаний спешно собранных автомобилей вылезло немало недостатков. Оказалось, что уплотнители кузова, вроде бы прилично работающие в обычной жизни, на бездорожье пропускают грязь и пыль. Экстремальных нагрузок не выдерживала подвеска, плохо работало рулевое управление. Пришло понимание, что «малой кровью» качественный автомобиль, тем более нового класса не создать.
В 1956 году был готов серьезно доработанный вариант лимузина повышенной проходимости – ЗИС-110П. На нём применили изменённую раму, поставили масляный радиатор, применили отечественную раздаточную коробку ГАЗ-62. Был изготовлен вариант и без демультипликатора, но понижающая передача, разумеется, улучшала проходимость автомобиля. В коробке передач увеличили передаточные числа первой и второй ступеней. Развесовка огромного автомобиля массой 3155 кг получилась близкой к идеальной: 49 на 51%.
Автомобиль получил оригинальную независимую пружинную переднюю подвеску на треугольных рычагах. Интересно, что впервые в СССР, а наверное и в мире, в полноприводном автомобиле серьёзное внимание уделили не только проходимости, но и управляемости.
Автомобиль признали пригодным к эксплуатации. Точное количество выпущенных ЗИС-110П неизвестно, вряд ли оно превысило несколько десятков, но именно на таком автомобиле выезжал «в люди» тогдашний руководитель СССР, генеральный секретарь КПСС Никита Сергеевич Хрущев.
Существует мнение, что такая машина вообще была выпущена в единственном экземпляре персонально для генсека, но это не так. Авторы видео заблуждаются, что тестируют автомобиль Хрущева – его машина была черной.
Источник: speedme.ru, Денис Денисов
В комментариях запрещен мат.
-
Toxa Kuznetsov