КотоПес 3.0. Машина, опередившая время
По утверждению автора проекта Сергея Хальзева, Котопес 3.0 почти по всем характеристикам превосходит любой современный трофийный автомобиль. А уровень технических решений и используемых материалов опережает наше время лет на 5 лет минимум.
Существует в компании HONDURAS MOTORSPORT такая традиция – давать проектам запоминающиеся названия. Есть «Кабаны», «Бобры», «Шайтаны» и даже «Черепа» - интереснейшие машины. Но первый, построенный в 2009 году Алексеем Гарагашьяном, прототип на полностью цепной трансмиссии оказался настолько странным, что получил особо необычное имя. Так и повелось - называть флагманы Гондурас Мотоспорт, самые дорогие и технически совершенные проекты, КотоПсами. На трофи-рейде «Ладога 2016» широкая публика впервые увидела построенный по техническим требованиям ТР-3 2017 года спортивный автомобиль-прототип КотоПес 3.0 TR3.
Самое революционное техническое решение автомобиля – это полноприводная трансмиссия с задними продольными цепными рычагами (бортовыми редукторами). КотоПес 3.0 – это уже девятая машина команды с таким приводом, и пока никто в мире повторить такое не смог. Аналогов нет. Что-то подобное делается в Израиле, но там машинка на маленьких квадроциклетных колесах и имеет только задний привод.
Благодаря задним рычагам КотоПес преодолевает колею глубиной до 1 метра. То есть любую колею (глубже просто не бывает). Прототип одинаково хорошо едет по вырубкам, болотам и… лесным кривым дорогам на большой скорости. Дело в том, что в задней подвеске установлен управляемый из кабины стабилизатор. Во включенном состоянии (оба задних колеса связаны друг с другом) он ограничивает ход каждого цепного рычага с 1 метра до 30 см, уменьшает крены в поворотах и позволяет разгоняться до раллийных скоростей.
Использование цепных рычагов также позволило сделать днище ровным, коротким и исключить возможность любых зацепов. Более того. При ближайшем рассмотрении выясняется, что днище машины ровное, но не плоское. Перед передней осью оно слегка загнуто наверх, образуя лыжу, которая приподнимает машину при наезде на препятствие. Получается, что как только редуктор преодолел пень, валун или бревно, считай, они уже пройдены. Дальше КотоПсу 3.0 остается просто скатиться и двигаться дальше.
Передняя подвеска - классическая независимая двухрычажная, собственной разработки и изготовления. Рычаги стальные с ШС (шарнирными соединениями).
Амортизаторы - Donerre c 25-миллиметровым штоком и множеством настроек для сжатия и отбоя. Под них специально подобраны пружины.
Чтобы скомпоновать полноприводную трансмиссию с рычагами на такой маленькой машине потребовалось 5 лет поиска и проработки технических решений. Агрегаты в КотоПса просто не помещались. Либо двигатель оказывался слишком далеко впереди, либо коробка передач не влезала, либо углы карданам не соответствовали.
После 4 лет мучений пришло понимание, что подходящей под задачи раздаточной коробки не существует, и надо делать ее самим. Раздатка была разработана и изготовлена «с нуля». В единый моноблок объединили раздаточную коробку с шестернями от Range Rover (передаточное число 2.7) и задний редуктор Volvo Laplander. Конструкцию поместили в самостоятельно разработанный и изготовленный корпус. Получился легкий, компактный и надежный агрегат.
Двигатель на КотоПсе 3.0 дизельный, от BMW первой серии, мощностью 230 л.с. и крутящим моментом 520 Нм на 2 500 оборотах. Очень серьезный показатель для машины весом 1350 кг. А если учесть, что бортовые редуктора увеличиваю момент еще в 2 раза (до 1 000 Нм), то получаются просто фантастические характеристики. Машина стартует с места, «выпрыгивая из кузова». Вес двигателя с алюминиевым блоком - всего 165 кг. Все лишнее, например противоугонные системы, убрано. Большинство датчиков заменено на спортивные от Bosch Motorsport. Мотор оказался довольно сложным в настройке, но зато после завершения работ на стенде выдал показатели выше расчетных и даже для КотоПса 3.0 избыточные.
Управление двигателем осуществляет специализированный спортивный контроллер тоже от Bosch Motorsport. Программное обеспечение специально адаптировано под этот автомобиль и настроено на колесном динамическом стенде. В России это первый опыт установки такого дорогого блока управления ДВС на трофийную машину, и для этого шага потребовалась некоторая решимость. Но защищенный по требованиям IP-67 контроллер не подводит даже в самых жестких условиях.
Коробка передач у КотоПса 3.0 - «родная» для мотора BMW, 6-ступенчатая механика практически без переделок. Только шлицы под раздаточную коробку адаптированы.
Охлаждение основного радиатора осуществляется гидравлическим вентилятором от Toyota Camry. Гидровентилятор с двухконтурным насосом втрое мощнее любого электрического и всего за 3-5 секунд сбрасывает температуру на 8-10 градусов. Благодаря такому решению, впервые удалось полностью исключить случаи перегрева на машине с радиатором сзади.
Кузов - карбоновый на стальной трубчатой пространственной раме. Все элементы - собственного изготовления HONDURAS MOTORSPORT. Крыша, двери, капот и другие углепластиковые детали сначала макетируются, затем переводятся на матрицу и формуются. Процесс для единичного автомобиля недешевый, но зато кузов получается очень прочным, красивым и легким.
Лебедка одна: скоростная вертикальная Warn с барабаном Gigglepin с пневмороспуском. Тяговое усилие около 4 тонн, чего для редко застревающей машины весом в 1,3 т вполне достаточно. Кевларовый трос через трубу под кузовом выведен в обе стороны. Вперед лебедка тянет напрямую, назад через блок.
Комплектов покрышек у КотоПса два: агрессивно порезанный Bogger и тракторная резина для болот. Диски с двухсторонними бедлоками. Подкачка и стравливание колес - централизованное и автоматизированное, от любого из двух компрессоров.
Основной компрессор - механический с ременным приводом. Резервный - электрический ARB, он штатно работает на блокировки и пневмороспуск, но может наполнить и основную магистраль.
Свет весь светодиодный. Особенность в том, что на капоте и крыльях фар нет вообще, только балка сверху, чего, по заверениям разработчиков, более чем достаточно. Все, что ниже крыши, постоянно в грязи и только отнимает время на очистку.
Внутри все почти стандартно, но по высшему разряду. Управление лебедкой и пневмороспуском, включение блокировок одним пальцем, полный пакет манипуляций с системой стравливания и подкачки колес (все колеса вместе, по отдельности, в автоматическом режиме поддержания давления).
Особого внимания достойны две клавиши. Тумблером «Брод» в глубокой воде отключаются вентиляторы интеркулера и основного радиатора (чтобы не повредить крыльчатки), а кнопкой «Стабилизат» блокируется задний стабилизатор, о котором написано выше.
У штурмана есть резервная система управления «дворниками» и омывателем стекла, позволяющая помогать пилоту, когда ему не до того. На потолке - радиостанция, переговорное устройство, треклогеры.
Но верх электронных технологий - это, конечно, монитор контроллера с программируемым интерфейсом. На него выведены показания всех датчиков, а вид и содержание информации, размер и цвет шрифта, форма индикации при подходе параметров к критическим режимам и многое другое может настраиваться. Очень удобно.
КотоПес 3.0 создан для спорта больших достижений и демонстрирует технические возможности HONDURAS MOTORSPORT. Автомобиль строился год. Еще предположительно год будет обкатываться и доводиться.
Себестоимость машины 10 миллионов рублей.
«По всем своим характеристикам, пожалуй, кроме надежности, этот прототип превосходит любую машину, участвующую в трофи-рейдах», - уверен руководитель компании и команды HONDURAS MOTORSPORT Сергей Хальзев. - «Это машина даже не следующего поколения. Мы опережаем всех на 5 – 10 лет».
О КотоПсе 3.0 рассказал автор проекта Сергей Хальзев
Специально для EX-ROADmedia записал Алексей Игнаткович
Фото: Юрий Овчинников, Андрей Саакян, Honduras Motospotr, Сергей Хальзев
В комментариях запрещен мат.