ruende

Ралли-рейды

 

Анастасия Нифонтова: «Из Золушки я пытаюсь превратиться в мотопринцессу»

Легендарная мотогонщица, единственная россиянка, которая дважды участвовала в ралли-рейде «Дакар» и оба раза сумела прийти к финишу этой невероятно сложной гонки, Анастасия Нифонтова готовится впервые принять участие в ралли-рейде «Шелковый путь». О том, зачем ей нужно ставить перед собой такие сверхсложные задачи, а затем героически их решать, отважная москвичка рассказала в интервью изданию «Вечерняя Москва».

Анастасия Нифонтова, мотогонщица

Мотивация

– В 2017 году на «Дакаре» вы установили личный рекорд, проведя 19 часов в седле мотоцикла. Зачем вам такие мучения?

– Да, это было жестко. Тогда в Боливии размыло дорогу и нас пустили в объезд, а это еще 300 километров пути… До определенного момента четко не могла сформулировать, зачем мне нужно участвовать в таких экстремальных ралли, но в этом году на «Дакаре» поняла: мне нравится момент победы над собой. Каждый день ты преодолеваешь свою слабость, отчего испытываешь невероятное удовольствие и эмоциональный подъем. Ты понимаешь, что половина мужиков сошла с дистанции, слабость одолела их.

– А вас ни разу?

– У меня, слава богу, не было таких моментов. Я не сходила с дистанции, хотя и падала, и травмировалась, и финишировала со сломанным позвоночником. Это не супергероизм – просто я испытываю кайф от такого преодоления себя. Ну и, конечно, езда на мотоцикле доставляет мне нереальное удовольствие. Особенно мне нравится пилотировать в дюнах. Там такие «американские горки» – вверх-вниз, пейзажи красивые... Мы в таких местах бываем, куда обычный турист никогда не доберется. Плюс хорошие люди тебя окружают, цельные и настоящие. Это братство, все тебя поддерживают, переживают, поздравляют с финишем.

– Гонки – это самое главное в вашей жизни?

– Гонки от жизни отсоединить сложно. Муж мой тоже в гонках, менеджером работает. Дети не гоняют, но мелкий (сын) на мотоцикле ездит, тренируется. Родители мои переживают. Выходит, мы в гонках живем все вместе. Раньше я занималась другими делами, в школе – горными лыжами. Была в сборной Москвы, потом – в юношеской сборной России. Кандидат в мастера спорта, скрипкой еще увлекалась, в музыкальную школу ходила. Школа была английская, а потом сказали, что меня берут в физкультурный институт. Я хотела получить настоящую профессию, а спорт считала чем-то несерьезным. В Инязе отучилась, потом во ВГИК поступила, была телеоператором. Работала с камерой. Потом ребенок родился первый... Но мне с детства нравилось играть в машинки, мотоциклы, а не в куклы, и к мотоциклам я вернулась в 2013 году. Участвовала в мотокроссах. Тогда это было хобби, пока в 2014 году не приняла участие в этапе чемпионата мира. Там я поняла, что для более высоких результатов нужны спонсоры, бюджет, надо регулярно тренироваться. Сама начала изучать маркетинг, вела работу с потенциальными инвесторами, писала статьи для своего сайта, вела аккаунты в соцсетях. Сейчас спорт – это уже не хобби, а моя профессия.

Анастасия Нифонтова, мотогонщица

«Шелковый путь – 2019»

– Анастасия, почему вы решили принять участие в ралли-рейде «Шелковый путь» после «Дакара»?

– Любой ралли-рейд для гонщика – это история преодоления и маршрута, и себя. Важно доехать до финиша, плюс коллекционная история. «Шелковый путь» – очень значимый ралли-марафон, но раньше в нем не было мотозачета, а теперь у меня появилась возможность в нем участвовать. К тому же выступление пойдет в зачет чемпионата мира. На первом этапе ЧМ в Абу-Даби я неплохо выступила, поэтому логично, что мне нужно ехать за рейтинговыми очками и на «Шелковый путь». Спортивные цели сложно ставить, пока не увижу списка соперников. Мы все друг друга знаем, и я понимаю, кого я реально могу объехать. Понятно, что бороться с мужиками из «заводских» команд у меня не получится, а если приедут на ралли-рейд участники моего уровня, то будет спортивная борьба.

Новые проекты

– Все ждут от вас новых подвигов после героизма на «Дакаре»…

– Мне постоянно нужно придумывать новые задачи, ставить новые планки. Ведь после того, как я первой из россиянок доехала до финиша «Дакара» в 2017 году, мое очередное участие в этом ралли никого не удивит. Поэтому недавно на «Дакаре» я выступала в новом для себя зачете – без механика. До меня девушки никогда не принимали в нем участие.

– Почему не отказались от этой затеи?

– Я хотела отказаться выступать без механика. Понимала, как это будет тяжело. Неделю жила с этой мыслью, но пришла к выводу, что ничего не теряю, и решила попробовать. Тем более что никто из представителей компаний-партнеров от меня не требовал рекордов.

– Пришлось учиться чинить мотоцикл?

– Механик Сергей Морозов в Москве показывал, как колеса прикручивать, масло менять. В детстве я этим, конечно, занималась, на своем старом мотоцикле базовые вещи какие-то делала, но уже много лет у меня есть свой механик – мой муж Антон, который знает мотоцикл и помогает. А тут пришлось вспоминать, в какой последовательности гайки откручивать и все эти болты, ведь у каждой машины – своя особенность. В итоге на «Дакаре» в Перу без механиков вышли на старт 32 гонщика: 30 мужчин и две девушки. Девочка из Испании сошла с дистанции, а я стала единственной из женщин, кто в этом зачете когда-либо финишировал.

– Для ралли-общественности это стало большим событием...

– Спорт – это шоу-бизнес, спонсорам нужна медийность проекта, а зрителям важна драма. В этом году на «Дакаре» она была. Никто не думал, что доеду до финиша, потому увидели, что я не сдаюсь. Тогда всем стало интересно, и за две недели у меня в соцсетях появилось 20 тысяч новых подписчиков. Думаю, до конца лета мы с партнерами объявим о новом уникальном проекте с моим участием.

Анастасия Нифонтова, мотогонщица

– Расскажите о вашем боевом товарище – мотоцикле.

– Он весит 145 килограммов, а заправленный – все 180! Он большой у меня, сейчас на более легких ездят. Мотоцикл в идеале надо менять каждый сезон.

Дорога на «Дакар»

– Как юной москвичке стать мотогонщиком и принять участие в «Дакаре»?

– Для начала нужно понять, насколько это тебе нужно и нравится ли, чтобы не тратить время впустую. Если глаза горят, тогда дерзай! Потому что это очень тяжелый вид спорта. Наслаждений и радости тут не так много. Минуты ее должны быть настолько сильными, чтобы перекрывали все сложности.

– В каком направлении нужно сделать первый шаг к «Дакару»?

– Все просто. Приходишь в ближайшую мотошколу в Москве и начинаешь заниматься. Бесплатных групп сейчас нет, к сожалению, поэтому деньги надо будет потратить. Это потом, спустя время, можно зарабатывать на гонках. Рутины, правда, очень много. Сегодня вот тренировка у меня не заладилась, голова болит, но я понимаю, что давать интервью – часть моей работы. Поэтому, если хочешь заниматься мотогонками на серьезном уровне, нужно понять, какие траты тебе предстоят: финансовые, физические, моральные. Мотогонки на «Дакаре» – это не плавание и не шахматы.

– Где вы нашли деньги для участия в «Дакаре»?

– Я не дочка олигарха, у нас с мужем только магазинчик, и деньги мы вкладываем в гонки. То есть это бизнес-проект такой. Сначала вложились, потом я смогла все это раскрутить до такого состояния, что получила возможность вернуть инвестиции и зарабатывать. Получится ли у другой девушки это сделать? Это как в бизнесе, где тебе никто не гарантирует прибыль. На поверхности все глянцевое, красивое – девушка на мотоцикле на обложке крутого журнала. На самом деле – очень много подводных течений и камней в моем деле, бывает, что даже начинает надоедать бороться с проблемами. Я очень эмоциональная, но паника длится недолго, быстро прихожу в себя и начинаю двигаться дальше. Даже тренировку провести полноценно бывает проблематично. У меня всегда куча дел: то презентация, то встреча с партнерами. Много работы веду по поиску бюджета для участия в ралли. Например, чтобы поехать на «Шелковый путь», мне нужно порядка 30–40 тысяч евро.

Анастасия Нифонтова, мотогонщица

Деньги

– Любой мотогонщик, имея на руках 40 тысяч евро, может принять участие в этом ралли-рейде?

– Для организаторов таких серьезных ралли-рейдов важен уровень квалификации спортсмена. Лицензия нужна. Мотоциклисты часто разбиваются, брать ответственность на себя никто не хочет, поэтому в такую гонку пускают только опытных спортсменов, которые имеют опыт участия хотя бы в двух этапах чемпионата мира. Это не перебор в предосторожности. Потому что маршрут этапов ралли-рейда разработан с учетом определенной скорости участников состязаний. Ведь если ты выбиваешься из графика, то не высыпаешься и на второй–третий день рейда ты сходишь. Человек не может ехать в полуобморочном состоянии. Это очень опасно.

– Вернемся к деньгам…

– Сорок тысяч евро – это только за участие в ралли, не считая мотоцикла, цена которого – около 35 тысяч евро. К нему нужны запчасти, колеса, техничка. Механик нужен. За каждого участника твоей команды – отдай стартовый взнос по 3,5 тысячи евро. За транспортировку мотоцикла и деталей также надо заплатить и т.д.

– Вас как звезду автоспорта могли бы допустить бесплатно для поднятия престижа ралли-рейда…

– Для всех правила одинаковые. Хлеб же вам не продадут по более низкой цене, потому что вы такой великий. Первые мои годы в мотоспорте – это полный минус, потом дело начинает развиваться, если ты веришь в успех и постоянно работаешь над достижением цели.

Трудности и терпение

– Что для вас было самым сложным на «Дакаре»?

– Каждый раз вас поджидают новые трудности. Когда я собиралась на первый свой «Дакар», самое сложное было вообще на него попасть. Поздно выдали лицензию. Во второй раз уже лучше подготовилась к ралли, но было морально тяжело, я понимала, что все – только в моих руках, я сама должна ремонтировать мотоцикл. Прессинг был жестокий: мой антирекорд – лишь два часа сна между этапами, все ждут от меня, что сумею доехать до финиша, а после него меня трясло от давления со стороны окружающих. Залезла в палатку, проревелась и пошла мотоцикл чинить – масло менять надо было.

– Разве железные женщины плачут?

– Еще как. Рыдаю и даже верещу от страха, когда на дистанции мотоцикл подбрасывает на кочках. Простые эмоции мне не чужды. Когда чувствуешь, что все, край, сил нет, у тебя пропадает концентрация – становится страшно, что сейчас «отключишься». В темноте особенно страшно. Сложно взять себя в руки и доехать, не упасть. Да, есть заправки по дороге между этапами, там можно поесть, но обычно график гонок составлен так, что времени на это нет – если только чай и шоколадка. Но тебя двигает вперед желание не дать слабину.

– Во время ралли «Дакар» вы много теряете в весе?

– Многие парни скидывают вес, я глобально его не теряла. С «Дакара» вернулась – штаны болтаются, а вешу столько же. Тренер говорит, что я много воды пью, жидкость накапливается, мышцы уплотняются, жира нет, поэтому если что-то и уходит, то немного. Во время ралли-рейда ты живешь в спартанских условиях: душ – на улице, вода в нем – холодная. Хорошо если жара, а бывает, что и прохладно. Приходится обходиться без душа. В общем, на «Дакаре» не до спа-процедур и маникюра. Его я перед стартом делаю, но хватает ненадолго.

Анастасия Нифонтова, мотогонщица

– Вы желаете своей дочери пройти хотя бы часть ваших испытаний?

– Своей дочери пожелала, чтобы она занималась тем, что ей будет приносить удовольствие. Живу тем, что люблю. Я счастливый человек. Если будешь делать то, что нравится, то обязательно добьешься больших высот, потому что будешь делать это с душой.

– После участия в двух «Дакарах» самое интересное в вашей жизни осталось позади? Вас уже сравнивают с первой женщиной-космонавтом Валентиной Терешковой.

– Все самое интересное впереди. Все интересно по-своему. Мне лестно слышать, когда меня сравнивают с Терешковой, но я реально чувствую, что выдающаяся гонщица Нифонтова – она там, на глянцевом плакате, а есть просто девочка Настя. Я себя Нифонтовой не ощущаю.

– Чего категорически нельзя делать на «Дакаре»?

– Нельзя паниковать, истерить. Надо быть морально устойчивой. Это как на космическом корабле.

Москва

– Москва для вас – любимый город?

– Я, хоть и родилась в Вашингтоне, но с трех лет живу в Москве. В Теплом стане. На машине езжу по столице – любуюсь красотами.

– А на мотоцикле?

– Нет, на мотоцикле боюсь, это опасно. На дорогах Москвы, как на войне, не знаешь, откуда что прилетит. А так, конечно, Москва – любимый город. Я много где была. В Парагвае, Перу и в Африке, но возвращаешься домой, и мне так хорошо на душе, несмотря на пробки и выхлопные газы. Люблю этот бешеный ритм и без него жить не могу. Люблю Крылатское, этот зеленый спортивный район, где я с детства тренировалась на горных лыжах. Люблю свой Теплый стан. Это место силы для меня.

– Есть и нелюбимые места в Москве?

– Поездка на север столицы для меня как экспедиция за Полярный круг. Но, когда уезжаю из Москвы, скучаю очень. Вернувшись, идем к моим родителям, мама что-то вкусное готовит, семейные дни такие наступают: с детьми гуляем, дома смотрим фильмы. Старшей дочери 15 лет, она такая уже барышня, а сын в этом году пойдет в школу. В детском садике он говорил, что у него мама – чемпионка мира. Мне было приятно.

– Дома часто готовите?

– Редко. Муж готовит, так с самого начала у нас повелось. Салат могу, конечно, приготовить.

– Где вы тренируетесь, живя в столице?

– В поселке Петрово Дальнее. Там тренер Саша Иванютин. Еще есть тренер по ОФП Игорь Ключников. Пять–шесть раз в неделю в идеале надо тренироваться. А то и два раза в день. Мотокросс – это три–четыре часа занятий. Мышечная масса мне не нужна, но много упражнений приходится делать на выносливость, тренировать ноги.

Анастасия Нифонтова, мотогонщица

Золушка и Белоснежка

– Вам больше нравится писать тексты о своих приключениях или снимать на видеокамеру?

– Кайф мне приносит и съемка, и работа с текстами. Я – человек настроения. Иногда хочется пофотографировать, иногда описать словами и рассказать людям о том, что важно для меня.

– А что важно для ваших спонсоров?

– Отчеты о том, сколько у меня подписчиков в соцсетях, количество постов и лайков.

– Настя, какая сказочная героиня вам ближе всего?

– На «Дакаре» я – Белоснежка среди мужчин, а по жизни – Золушка. Не потому что меня родители обижали, а потому что было очень тяжело выстраивать карьеру в мотоспорте, особенно в самом начале. Из Золушки я пытаюсь превратиться в мотопринцессу.

СПРАВКА:

Российская мотогонщица. Мастер спорта международного класса по мотоспорту. Чемпионка мира по кросс-кантри ралли FIM 2015 года. Двукратная вице-чемпионка мира (2014 и 2016). Вице-чемпионка ралли марафона «Дакар-2017» в женском зачете. Двукратная победительница ралли марафона Africa Eco Race. Первая россиянка, принявшая участие в ралли «Дакар» за всю историю легендарного марафона. Единственная в России девушка, входившая в тройку призеров на Международных мотоциклетных соревнованиях уровня Кубка мира и в тройку сильнейших в пяти видах мотогонок: мотокросс, эндуро, кросс-кантри ралли, супермото, шоссейно-кольцевые гонки. Имеет два высших образования. Живет в Москве. Замужем. Воспитывает двоих детей.

Анастасия Нифонтова родилась 19 января 1979 года в Вашингтоне (США) – её отец работал на строительстве советского посольства. В возрасте трех лет с семьей переехала в Москву.

4 года назад наше издание публиковало собственное интервью со спортсменкой.

Источник: «Вечерняя Москва», Руслан Карманов
Фото: Rally Zone и Marian Chytka

Еще новости и статьи про Соболь 4x4

21.05.2019
 1611     

«Это не ГАЗель»: Третий СобольFest прошел под Тверью

18 и 19 мая в Тверской области состоялся весенний этап внедорожного фестиваляСобольFest. Владельцы полноприводных «Соболей» в третий раз собираются для…
01.04.2019
 2439     

Клуб «ГАЗ Соболь 4х4» расширяется

Клуб «ГАЗ Соболь 4х4» преобразуется в «Клуб ГАЗ 4х4» и начинает жить новой жизнью. Обновленный клуб ждет владельцев не только…
15.03.2019
 6179     

Как самому сделать бампер

Дмитрий Клюев рассказал, как они вдвоём с товарищем сами сделали стеклопластиковый бампер на ГАЗ «Соболь 4х4». Оказывается, это совсем не…
11.03.2019
 1620     

Алюляй поехал через всю страну

Любой владелец автомобиля ГАЗ «Соболь 4х4» и других ГАЗов вместе со своим автомобилем могут стать героями фильмов Олега Смирнова (Алюляя),…
08.03.2019
 2203     

Женщины в "Соболях"

Пользователи сетевого журнала "ГАЗ "Соболь 4х4" в ВКонтакте собрали из фотографий своих Любимых в своих любимых забавный клип "Ах, какая…
07.03.2019
 12099     

УАЗ Патриот, Соболь 4х4 или ГАЗель 4х4. Что лучше для семейных экспедиций?

Обзор и практическое сравнение УАЗ Патриота, ГАЗ Соболя 4х4 и ГАЗели 4х4 от владельца всех трех внедорожников Кирилла Невинского. На…
06.03.2019
 909     

АвтоПарк обнародовал календарь путешествий

Бюро путешествий «АвтоПарк» запланировало в 2019 году не менее 6 автопутешествий, в которых можно принять участие как на своем автомобиле…
05.03.2019
 26004     

Государственные льготы помогут купить российские внедорожники

С 1 марта в стране снова заработали государственные программы льготного кредитования «Первый автомобиль» и «Семейный автомобиль». Из полноприводных легковых автомобилей…

В комментариях запрещен мат.

Правила публикации комментариев

Ex-RoadMedia © 2012-    

Информационный портал обо всем, что связано с offroad, о внедорожной технике, спорте и приключениях.

Свидетельство о регистрации №ФС77-62527, выдано Роскомнадзором 27 июля 2015 года.

При использовании материалов указание источника портал Ex-Roadmedia и гиперссылка на
ex-roadmedia.ru обязательны.