Toyota X-Tundra: Практичный восторг
Знакомьтесь, её зовут X-Tundra, что собственно и обозначено огромной «X» на обоих бортах. Она, на сегодняшний день, самая «заряженная» Toyota Tundra в России и самая яркая работа петербургского тюнинг-ателье «TRUCK GARAGE». Этот автомобиль практичен, функционален и полностью адаптирован к эксплуатации в нашей стране.
Прикладных задач, под которые строилась машина, было три:
Первая – транспортная: перевозить квадроциклы и снегоходы, коих на раздвижную платформу встает две штуки. А также брать с собой достаточное количество снаряжения, экипировки, оборудования и припасов для дальних экспедиций в безлюдные места и, конечно, буксировать груженый прицеп.
Вторая – экспедиционная: быстро, далеко и одинаково комфортно перемещаться как по асфальту, так и по бездорожью. И летом и зимой. Например, в дикие уголки Кольского полуострова, куда часть пути пролегает по шоссе, а часть – по тундре. В общем, задача данной машины: довезти экипаж, груз, квадрики или снежики до мест их применения.
И третья, а на самом деле наипервейшая и наиглавнейшая задача, – радовать владельца и удивлять окружающих. Тут убеждения заказчика X-Тундры и специалистов «Truck Garage» совпали. Своя машина – это больше эмоции, чем транспортное средство. Владелец, отходя от автомобиля, должен испытывать желание лишний раз обернуться и полюбоваться своей большой игрушкой. Окружающие, видя шедевр автомобильного искусства, просто обязаны замирать в изумлении. Амбициозно? Да. Но посмотрите на X-Tундру и согласитесь, что она способна вызывать сильные эмоции.
Направленность на экспедиции и нетронутые цивилизацией уголки планеты указывает сложная камуфляжная расцветка поверх защитного покрытия Line-X. Приверженность к экстремальному спорту подчеркивает вынесенная на борта автомобиля большая стилизованная буква «X». А покрашенные в салатный цвет элементы отсылают к дизайну техники BRP (Bombardier Recreational Products).
Основой данного уникального пикапа является Toyota Tundra в комплектации Platinum 4×4 с большой кабиной. Но не всё так просто. Чтобы у X-Tундры было много места не только для людей, но и для груза, оригинальный шикарный Платинум пришлось… разрезать, нарастить на 30 см раму и кардан, сварить и на растянутую основу поставить кузов от комплектации Double Cab. Вроде все родное, но получился эксклюзив. Ранее подобным хирургическим вмешательством в раму Тундры и заменой трубы кардана еще никто не занимался!
Автор этого смелого решения (и всего тюнинг-проекта) и руководитель компании «Truck Garage» Вячеслав Папуцкий признается: «Удлинение автомобиля было самой интересной технической задачей всего проекта. Мы понимали, что можем это сделать, но готового решения не было. Эксперимент чистой воды». Но риск оправдался, и все получилось: растянувшаяся Тундра не только сохранила отличную управляемость, но и внешне не выглядит как шланг.
Длина модернизированного пикапа – 6,3 м, высота – 2,3 м, вес – 2,9 т (на 400 кг больше массы стандартного автомобиля), дорожный просвет – 25 см, комфортная скорость – до 150 км/ч, максимальная – 200 км/ч. Расход топлива – от 15 до 40 литров на 100 км в зависимости от манеры езды, емкость топливного бака – 200 литров, что вдвое больше штатного.
В заднюю подвеску добавлен стабилизатор поперечной устойчивости TRD (Toyota Racing Development). Нагрузка на заднюю ось может достигать более полутоны, и в этом случае дополнительное усиление необходимо. Обычно стабилизаторы красные, но на X-Tундре они покрашены в фирменный салатный цвет.
Стандартные задние рессоры усилены подушками AirLift. Пневмосистема с беспроводным поканальным управлением из кабины позволяет закачивать и поддерживать в левой и правой подушках разное давление. Это, например, необходимо при заливке 200 литров топлива в бак, смещенный к левому борту. Автоматической «горизонтали» нет, автомобиль выравнивается визуально и по ощущениям, но достаточно один раз запомнить правильное положение и в дальнейшем выставить его не составит никаких забот.
Все четыре штатных амортизатора для новых задач оказались коротковаты, и были заменены на более энергоемкое оборудование американской фирмы Icon Vehicle Dynamics с увеличенным диаметром поршня. Это позволило свести раскачку тяжелого автомобиля к минимуму, обеспечив комфорт пассажиров и надежность машины.
В обоих мостах установлены принудительные пневмоблокировки дифференциалов ARB. Работу всех воздушных систем обеспечивают три независимых компрессора: один – для пневмоподвески, второй – для блокировок и третий – для мощного пневмогудка с голосом под стать размерам внедорожника.
Поставить на автомобиль немаленькие колеса позволило смещение подвески на 7 дюймов (17,7 см) вниз, выполненное с помощью лифт-комплекта BDS Suspension с подрамником, защитой днища и длинными поворотными кулаками измененной геометрии. Верхние рычаги Icon Vehicle Dynamics позволяют регулировать кастор и колею.
Колеса X-Tundra заслуживают отдельного внимания: кованные двухсоставные диски изготовлены на заказ специально для этого автомобиля американской компанией KMC Wheels. Резина Nitto Mud Grappler MT 37/13,5/22: считающиеся грузовыми покрышки идеально подошли для большого внедорожника. Несмотря на мудовую (грязевую) маркировку MT, резина отлично балансируется, не шумит на асфальте, снашивается умеренно и обеспечивает управляемость автомобиля на скоростях до 200 км/ч. При этом зубастый протектор создает условия для неплохой проходимости машины по бездорожью.
Тормоза Brembo – самый топ на этом рынке. Расширители арок – Bushwacker Pocket Style.
Под капотом X-Тундры почти стандартный двигатель с увеличенной до 520 л.с. мощностью. Чтобы увеличить количество «лошадей», вместо штатного впускного коллектора установили Supercharger TRD – механический компрессор, поднимающий мощность на 33%, а крутящий момент с 401 до 550 Нм. Эффективную работу усиленного движка обеспечивают интеркуллер и выхлопная система от фирмы «MBRP», выполненная из нержавеющей стали. Коробка передач стандартная. Главные пары в обоих мостах заменены на шестерни с передаточным числом 4.88.
Передний силовой бампер с противотуманками – модернизированное в «Truck Garage» изделие компании «Fab fours». Материал – 5-миллиметровая сталь. Встроенная в бампер лебедка марки Kingone TDS-9.5 CSR с тяговым усилием 9 500 фунтов (4 400 кг) оснащена кевларовым тросом. Для машины весом под 3 тонны кажется, что маловато, но авторы проекта X-Tundra уверяют, что в самый раз. Для того чтобы поддернуть застрявший автомобиль, этого достаточно, а если он завязнет по зеркала, то поможет только трактор.
Боковые пороги самодельные, выполненные из 100-миллиметровой стальной трубы. Не очень удобные, но прочные и отлично защищающие кузов от превратностей судьбы.
Задний стальной бампер изготовлен в «Truck Garage» с нуля. У фирменных американских бамперов вырез под автомобильный номер широкий и квадратный, а под российские номера нужен узкий и длинный. Вот и приходится делать самим. Но это только плюс. В силовую конструкцию сразу были интегрированы задний свет Rigid Industries, фаркоп с регулировками под все возможные типоразмеры шаров и евророзетка электропитания прицепа. Под бампером прямо к раме прикреплена складывающаяся подножка, облегчающая доступ в грузовой отсек.
Еще один предмет гордости и особое отличие автомобиля от других – это установленная поверх кузова раздвижная грузовая платформа и выдвигающийся пандус для погрузки/разгрузки.
В узком варианте платформа вмещает одну единицу техники и канистры с топливом. В раздвинутом положении на неё можно загрузить сразу два квадроцикла или снегохода. Особо ценно то, что перевозимая техника практически не скрадывает место внутри кузова.
Еще пару слов о дополнительном оснащении. На переднем бампере три противотуманных фары ARB.
Освещение кузова – Rigid. На крыше пикапа смонтирована изготовленная специально под этот проект стойка, на которой закреплены направленные вперед 50-дюймовая светодиодная балка Rigid, поисковый прожектор GoLight Stryker и тепловизор, вмонтированный в корпус GoLight, с дальностью до километра. Это очень полезная в экспедициях вещь, которая позволяет в полной темноте и тумане видеть пешеходов, а вне дорог, например, во время охоты, следить за зверями. Оба установленных сверху прожектора – световой и инфракрасный – вращаются на 360 градусов и управляются из кабины.
Пять «шишек» над лобовым стеклом – дань чувству юмора заказчика, ведь желтые огни обозначают на дороге автопоезд. Хотя, как говорится, в каждой шутке... Огромная Тундра, тянущая немаленький прицеп, – чем не автопоезд!
Примечательны нестандартные боковые зеркала автомобиля: для улучшения обзора вместо обычных использованы буксировочные, которые при необходимости могут выдвигаться на большое расстояние.
В салоне царят комфорт, уют и особый стиль. Мягкие элементы отделки перетянуты алькантарой (особым люксовым материалом, напоминающим замшу). Твердые детали стилизованы под карбон. Подголовники, двери и панель украшены фирменной салатной прострочкой и вышивкой X-Tundra.
Все нештатные органы управления дополнительным оборудованием спрятаны. Мультимедийный комплекс и навигационная система русифицированы. И без того хорошая шумоизоляция салона еще больше усилена.
Вот такое воплощение X-идеи получилось в уникальном проекте X-Tundra! Есть все действительно необходимое и нет ничего лишнего. Разработчики считают, что добавить больше нечего, иначе машина превратиться в новогоднюю елку и потеряет сбалансированность. Одним словом – разумный максимум. В отличие от Тундр, выходящих из зарубежных тюниг-ателье, в России у этих машин задача не только удивлять, но и быть практичной.
О Toyota X-Tundra рассказал Вячеслав Папуцкий (Тундровоз)
Записал Алексей Игнаткович
Фотографии: Truck Garage и А.Игнатковича
В комментариях запрещен мат.