ruende

Спортивный автотуризм

 

Чемпионат Санкт-Петербурга и спортивный туризм на средствах передвижения

7 сентября 2014 г. состоялся первый чемпионат Санкт-Петербурга по автотуризму. Редакция Ex-Road Media спешит поздравить призеров с победой и организаторов с несомненным успехом. А нашим читателям на примере Чемпионата рассказать о быстро набирающем популярность новом виде соревнований на автомобилях – “Спортивном туризме на средствах передвижения” (автомобилях)

Чемпионами Санкт-Петербурга стали Андрей Хорьков и Юрий Клименко.
Второе место и звание серебряных призеров завоевали Илья Трофимов и Антон Болчугов
Третье место и «бронза» досталась Дмитрию Верещагину и Михаилу Малинину.
Искренне поздравляем победителей и традиционно желаем новых достижений. Ура, ура, ура-а-а.

Поздравляем и организаторов чемпионата. Большое дело сделали. Впервые, качественно и успешно, а что до недочетов, которые, конечно, были, так на то они и первые, чтобы выявлять узкие места и устранять их впоследствии. 

От имени всего автомобильного сообщества выражаем благодарность проводящей чемпионат организации « Клуб автомобильного туризма «Лось» под руководством Владимира Зарицкого. Большое спасибо за поддержку Федерации спортивного туризма Санкт-Петербурга (президент федерации Алексей Муравьев, руководитель авто-мото комиссии Алексей Игнаткович).
Отмечаем труд главного судьи соревнований Петра Груздева (руководитель спортивно-туристского клуба «Сортавала-полный привод») и судей под руководством Екатерины Добровольской.



Что за спорт такой автотуризм?

Официально это называется спортивный туризм на средствах передвижения - две дисциплины совершенно официального вида спорта высших достижений «спортивный туризм», входящего во всероссийский реестр видов спорта (ВРВС) под номером-кодом 084 000 5411Я.
Дисциплина, в которой проводился Чемпионат Санкт-Петербурга называется «Дистанция на средствах передвижения (авто)». На дистанциях очно оцениваются действия спортсменов, по преодолению препятствий на глазах судей и зрителей.
Еще есть дисциплина «Маршруты», в которой соревнуются те, кто едет далеко (не менее 1500 км) и надолго. На чемпионатах в этой дисциплине судьями оцениваются отчеты о совершенных автопоходах. Маршруты 1 – 3 категории трудности участвуют в региональных соревнованиях, а 4 – 6 категории в чемпионате России.
Основной руководящий документ этого спорта «Правила вида спорта «Спортивный туризм». А по нашему автомобильному направлению «Регламент проведения соревнований по группе дисциплин «Дистанция – на средствах передвижения (вид программы: авто-мото»). Правда, ожидается, что регламент к концу 2014 г будет обновлен. Ныне действующий, времен «Волг» и «Жигулей» серьезно устарел и соревнования проводятся скорее не по нему, а по условиям проведения соревнований, которые составляют организаторы на основании Правил по спортивному туризму.

Дистанция соревнований

Как и предписано правилами, автотуристы на дистанциях соревнуются в преодолении естественных и искусственных препятствий. На Чемпионате СПб спортсмены должны были без ошибок (откатов и сбития вешек) преодолеть: подъемы и спуски, косогоры и овраги, бревна, ямы, узкости, коридоры и бугры третьего класса сложности, которые встречаются на спортивно-туристских автомаршрутах третьей категории трудности. Дистанция на песке – грунте, по которому можно уверенно передвигаться только на полном приводе. Тройка – это препятствия и маршруты, преодолеваемые автомобилями повышенной проходимости без использования дополнительного снаряжения: лебедок, сэнд-траков, шноркелей и т.п. И, соответственно, не преодолеваемые моноприводными автомобилями и паркетниками, которые только называются внедорожниками. Конечно, есть умельцы, которые и на ВАЗ 2106 пробьются через любой буерак, но постановка дистанции чемпионата проводилась с учетом возможностей честных внедорожников.
Всего классов сложности и категорий трудности шесть – от езды по асфальту до жесткого бездорожья в условиях Арктики.
Дистанции соревнований могут быть «короткими» и «длинными». Короткие – это когда все действие можно окинуть одним взглядом. Обычно, протяженность коротких дистанций (или этапов коротких дистанций) до 1,5 км. К «длинным» относят дистанции большого километража и времени, например, для ориентирования. Чемпионат Санкт-Петербурга по автотуризму проводился на короткой дистанции из трех этапов.

Этап «Триал»

Задача: за 4 минуты (контрольное время) преодолеть все локальные препятствия (не застрять) и сделать это аккуратно и качественно (не сбивать вешки ворот и не откатываться назад). За каждую сбитую вешку, пропуск ворот или откат начисляются штрафные баллы. Скорость прохождения этапа значения не имеет, меньшее время проезда преимущества не дает. Попытка одна. В общем, все как на маршруте, важно доехать до цели в течение запланированного времени, преодолеть все препятствия и не повредить автомобиль.
Трасса «Триала» включала в себя: 6 подъемов и спусков с углами до 30%, пару боковых кренов до 28%, поворот под острым углом, коридор шириной 2,4 м, переезд через поперечные бревна и проезд по колейному мосту. Ничего особо сложного, но справились не все. Из 22 экипажей до финиша самостоятельно доехали только 15. Основная причина схода - застревание в песке на подъемах. Кто-то не стравил колеса, у кого-то оказался неисправен полный привод, а кому-то надо просто тренироваться.



Правда, положа руку на сердце, надо признать, что некоторые сходы можно оправдать недоработками организаторов в постановке этапа. Одни из фаворитов чемпионата Артем Макаров и Александр Живицкий на «Шевроле Ниве» банально и очень обидно застряли на продольном бревне, сев на него передней подвеской. Колесо соскользнуло и шайба болта оси нижнего рычага зацепилась за крепежную проволоку препятствия. Ни вперед, ни назад. В чем неправы организаторы? В том, что расстояние от рычагов до земли у Шнивы меньше, чем ,например, у УАЗа и других внедорожников. Более высокие машины, падая колесом с бревна, получали штрафные баллы и ехали дальше, а Шевик сел. Думается, что надо ставить препятствия такой высоты, чтобы они преодолевались, пусть даже с ошибками, всеми допущенными автомобилями. Хотя, судьям и организаторам виднее.



Этап «Задний ход»

Задача такая же, как и на триале – преодоление локальных препятствий. Только задним ходом. Согласитесь, навык автотуристу необходимый. Сколько раз бывало, что «всё, приехали» дальше некуда и никак, а не развернуться. Или не разъехаться на колее с лесовозом. Надо пятиться задом и иногда довольно далеко.
Очень интересный получился этап. Относительно короткий – около 200 метров, но насыщенный. Помимо уже известных по триалу спусков и подъемов участникам предлагалось преодолеть: бугор, коридор, подъем с боковым креном одновременно, сдвоенный спуск, поперечные бревна под одно колесо, змейку и финишировать, загнав автомобиль в «гараж». Напомню, все это задним ходом. Весело было. И результативно. Сошло только три экипажа. Все выбывшие завязли на вершине подъема (всего 25%) с небольшим боковым креном (10%). Останавливались на гребне, газовали и… закапывались.
Судился этап так же как и триал по набранным штрафным баллам за касание вешек и откаты в противоположную движению сторону. Без учета времени прохождения. Чисто, без касаний этап прошли 11 экипажей, а вот обойтись хотя бы раз без откатов не удалось никому.
По словам главного судьи чемпионата Петра Груздева, проезд этапа «не на время» уравнял шансы участников. На больших колесах проще преодолевать препятствия, но сложнее маневрировать в узкостях, а на маленьких наоборот.



Этап «Спринт»

Казалось бы, здесь все просто. Этап на скорость. Кто быстрее промчится по лесной дорожке, тот и молодец. Но на практике все оказалось не так очевидно. Это же автотуризм, а не ралли. На трассе спринта организаторы предусмотрели три места, которые с каждой проходящей их машиной становились для проезда все тяжелее и тяжелее. Все тот же коварный песок. В результате до финиша не доехало 6 экипажей. Нечестно, скажете вы. Ничего подобного. Поскольку все три этапа проходились участниками в произвольной последовательности, то получалось следующее. Первые на свежей трассе «спринта», оказывались в середине на «заднем ходу» и среди последних на развороченном «триале». И наоборот. Тоже почти как на маршрутах. Собрались автотуристы в автопоход, изучили отчеты, узнали какие дороги их ожидают, приехали …, а там или дожди все размыли, или лесовозы дорогу разворотили. Так, что теперь разворачиваться? Как правило, нет. Тяжело, но едут дальше, используя знания и умения.



Средства передвижения

К допуску машин к соревнованиям в спортивном туризме подход несколько иной, чем в других автомобильных видах спорта. Здесь нет деления машин на категории. Регламентируется класс сложности дистанции, а какие на нее выпускать средства передвижения решают организаторы и главная судейская коллегия. На чемпионате Санкт-Петербурга дистанция ставилась под автомобили с колесной формулой 4х4 и размером колес до 33``. Соответственно такие машины и допускались.
Что можно сказать о таком подходе. Он имеет право на жизнь. Если этапы и локальные препятствия подобраны таким образом, что на одних имеют преимущество автомобили, подготовленные к бездорожью, а на других, наоборот, машины с минимумом наворотов, то на первый план выходит мастерство водителя и штурмана. Что собственно и требуется. За доказательством далеко ходить не надо. Победители выступали на Mitsubishi Pajero Sport 2, а серебряные и бронзовые призеры на классических «Нивах».
По единодушному мнению и чемпиона Андрея Хорькова, и занявшего третье место Дмитрия Верещагина на дистанции чемпионата Санкт-Петербурга размер и подготовка автомобиля решающего значения не имели. Организаторам удалось уровнять шансы всех участников.



Итоги и перспективы

Главный итог Чемпионата Санкт-Петербурга и сезона 2014 г. в том, что спортивный туризм на автомобилях заявил о себе, как о серьезном виде спорта. Со своими спортсменами-разрядниками, судьями, клубами и организаторами соревнований, все как положено. В Санкт-Петербурге и Ленинградской области весной-осенью было проведено 5 соревнований различного уровня и на два чемпионата петербургские спортсмены-автотуристы выезжали в Карелию, где стали победителями.
На 2015 год еще более глобальные планы. Сейчас сводится календарь, который, как надеются в Федерации спортивного туризма Санкт-Петербурга, сделает возможность соревноваться ежемесячной, в том числе и зимой. Автотуризм занятие всесезонное.

Алексей Игнаткович

Еще новости и статьи про Соболь 4x4

13.09.2019
 23675     

Автомобилистов подразнили прототипом нового ГАЗ «Соболь 4×4»

Торпедо от ГАЗели NN, светодиодная оптика, внедорожная резина и многое другое – таким увидели будущий «Соболь 4×4» посетители выставки «Комтранс 2019»…
15.08.2019
 31905     

«Карго-клипс» превратит грузовой фургон во все что угодно – от автодома до мастерской

Универсальная модульная система CargoClips за несколько минут превратит грузовой фургон в мастерскую, автодом, мобильный мото-гараж и многое другое, а то…
24.07.2019
 7054     

Конь-огонь

Стандартный ГАЗ «Соболь 4х4» прошёл маршрут Чемпионата России по спортивному туризму и преодолел препятствия Чемпионата Европы в рамках «Ладоги Трофи…
21.05.2019
 8045     

«Это не ГАЗель»: Третий СобольFest прошел под Тверью

18 и 19 мая в Тверской области состоялся весенний этап внедорожного фестиваляСобольFest. Владельцы полноприводных «Соболей» в третий раз собираются для…
01.04.2019
 8932     

Клуб «ГАЗ Соболь 4х4» расширяется

Клуб «ГАЗ Соболь 4х4» преобразуется в «Клуб ГАЗ 4х4» и начинает жить новой жизнью. Обновленный клуб ждет владельцев не только…
15.03.2019
 14124     

Как самому сделать бампер

Дмитрий Клюев рассказал, как они вдвоём с товарищем сами сделали стеклопластиковый бампер на ГАЗ «Соболь 4х4». Оказывается, это совсем не…
11.03.2019
 7082     

Алюляй поехал через всю страну

Любой владелец автомобиля ГАЗ «Соболь 4х4» и других ГАЗов вместе со своим автомобилем могут стать героями фильмов Олега Смирнова (Алюляя),…
08.03.2019
 7701     

Женщины в "Соболях"

Пользователи сетевого журнала "ГАЗ "Соболь 4х4" в ВКонтакте собрали из фотографий своих Любимых в своих любимых забавный клип "Ах, какая…

В комментариях запрещен мат.

Правила публикации комментариев

Комментарии для сайта Cackle

Ex-RoadMedia © 2012-    

Информационный портал обо всем, что связано с offroad, о внедорожной технике, спорте и приключениях.

Свидетельство о регистрации №ФС77-62527, выдано Роскомнадзором 27 июля 2015 года.

При использовании материалов указание источника портал Ex-Roadmedia и гиперссылка на
ex-roadmedia.ru обязательны.